Сцена из спектакля «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель»
Сцена из спектакля «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» Фото: С. Левшин

Фестиваль «Золотая Маска» год от года расширяет свою географию, объединяя столицы и регионы в одном театральном поле, где на равных играют солидные академические театры с историей и молодые независимые коллективы. И хотя большинство премий все равно достаются Москве и Петербургу, регионы часто обходят столичный истеблишмент по своей смелости, креативности и азарту игры.

Санкт-Петербург

«Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» 

5 номинаций. Премия — Лучший спектакль большой формы

Когда: 1, 2 июля

Где: БДТ им. Товстоногова

Грандиозный опус Андрея Могучего, не связанный сюжетно с предыдущими частями саги. В нем словно соединились три разных спектакля: медитативный трип в стиле Беккета, где двое в пустыне все ждут своего Годо, пародия на советскую агитку с розовощекими пионерками и, наконец, страшный гиньоль со Сталиным, пожирающим своих детей. История, основанная на воспоминаниях актера Сергея Дрейдена, прорабатывает болезненный опыт предательства — предательства учеников, отвернувшихся от своих учителей, предательства детей, отрекшихся от отцов, «врагов народа».

Сцена из спектакля «Дорогой мистер Смит»
Сцена из спектакля «Дорогой мистер Смит» Фото: Пресс- служба театра «Приют комедианта»

«Дорогой мистер Смит»

5 номинаций

Когда: 4, 24, 25 июня

Где: Театр «Приют комедианта»

Если летом захочется чего-то более легкого и развлекательного, обратите внимание на новый мюзикл Алексея Франдетти. От обычных масштабных постановок в этом жанре он отличается, во-первых, камерностью — на сцене всего два артиста, Юлия Дякина и Иван Ожогин (в другом составе — Павел Левкин), а во-вторых, юмором. Кислотные цвета, яркие костюмы, грим и парики превращают банальную историю о сиротке из приюта и её богатом тайном покровителе в ироничное фрик-шоу, дополненное забавной анимацией. Что, впрочем, не отменяет трогательности этой классической love story.

Сцена из спектакля «Интервью В.»
Сцена из спектакля «Интервью В.» Фото: Ната Кореновская

«Интервью В.»

3 номинации

Когда: 23 июня

Где: Театр ненормативной пластики на сцене Александринского театра

Под буквой В. в названии спектакля Романа Кагановича скрывается знаменитый шансонье Александр Вертинский. Но не ждите «Лилового негра» и «Бананово-лимонного Сингапура» — песен не будет. Зато прозвучит документальная, основанная на личных мемуарах, трагическая исповедь артиста, который чувствует себя чужим и в эмиграции, в скитаниях по дальним азиатским странам, и в СССР, где ему приходится выступать перед колхозниками. Удивительный актер Сергей Азеев выходит на сцену полностью обнаженным, чтобы потом наложить грим и целиком перевоплотиться в «печального Пьеро».

Сцена из спектакля «Дело»
Сцена из спектакля «Дело» Фото: Фрол Подлесный

Новосибирск

«Дело»

7 номинаций

Когда: 17 июня

Где: Театр «Красный факел»

Один из самых мощных и злободневных спектаклей в программе прошедшей «Золотой Маски». Режиссер Дмитрий Егоров с ужасающей наглядностью показал, что Сухово-Кобылин — самый актуальный драматург, а судебная система — самое страшное, с чем может столкнуться современный человек. Он, словно медицинским скальпелем, вскрывает анатомию этих бесчисленных дел, которые равнодушно перемалывают людские судьбы и исправно пополняют карманы чиновников. Спектакль начинается в классической гостиной Муромских, но дальше переписки в чатах, полиция с дубинками и телевизионщики с камерами, слетающиеся на наживу, не оставляют сомнений насчет времени действия.

Сцена из спектакля «Тайм-аут»
Сцена из спектакля «Тайм-аут» Фото: Фрол Подлесный

«Тайм-аут»

8 номинаций

Когда: 29 мая

Где: Театр «Красный факел» на сцене театра «Балтийский дом» в Петербурге в рамках Международного театрального фестиваля «Радуга»

Пьеса Марины Крапивиной о поисках простого женского счастья, виртуозно поставленная режиссером Петром Шерешевским и сыгранная актрисой Ириной Кривонос. Соцработник Людочка разносит продукты подопечным бабушкам, ухаживает за ними, а по вечерам переписывается в «Одноклассниках» со своим кумиром — музыкантом Геннадием. Сцена превращается в лабиринт супермаркета, а за артистами неотступно следит камера, выводя крупные планы на большой экран, так что зрители видят не только мимику и мельчайшие изменения настроения героев, но, кажется, могут прочитать их мысли и заглянуть в душу.

Сцена из спектакля «Кармен»
Сцена из спектакля «Кармен» Фото: Андрей Чунтомов

Пермь

«Кармен»

5 номинаций. Премия — Лучшая работа дирижера, Филипп Чижевский

Когда: 26, 27 мая

Где: Пермский театр оперы и балета

Радикальная постановка Константина Богомолова вновь вызвала бурную полемику между поклонниками и противниками «режоперы». Скандальный режиссер перенес действие из жаркой Испании в дореволюционную Одессу, превратил цыганку Кармен в еврейку, а Хосе — в русского солдата, заменил речитативы диалогами, а в партитуру Бизе вставил куплеты про пивную на Дерибасовской. Но при всех этих возмутительных вольностях в музыкальном плане и оркестр, и солисты звучат идеально — так что премия дирижеру Филиппу Чижевскому досталась вполне заслуженно. 

Сцена из спектакля «Антигона»
Сцена из спектакля «Антигона» Фото: Никита Чунтомов

«Антигона» 

9 номинаций. Премии — Лучший мюзикл, Лучшая работа композитора (Ольга Шайдуллина), Лучшая работа режиссера (Роман Феодори)

Когда: 21 июня

Где: Театр-Театр

Спектакль-событие, перевернувший наши представления о мюзикле. Хотя композитор Ольга Шайдуллина определяет жанр своего произведения как «оперу для драматических артистов», где кашель и хрипы горожан в противогазах сочетаются с убийственным рэпом. Либреттист Женя Беркович, в свою очередь, соединила величественную поступь гекзаметра с простонародной речью, и за этот текст спектаклю следовало бы дать еще одну «Маску». История упрямой Антигоны, которая стремится похоронить брата ценою собственной жизни и выше государственного закона ставит закон нравственного долга, сегодня звучит обжигающе актуально.

Сцена из спектакля «Иваново детство»
Сцена из спектакля «Иваново детство» Фото: Рамис Назмиев

Казань

«Иваново детство»

5 номинаций

Когда: 21 июня

Где: Казанский ТЮЗ

Антон Федоров — один из самых перспективных молодых режиссеров нового поколения, автор «Петровых в гриппе» и «Буковски» в Гоголь-центре, постановок в театре «Около», Воронежском камерном и Татарском драмтеатре Альметьевска. В казанском ТЮЗе он сделал спектакль не столько о войне, сколько о нашей памяти, соединив на сцене кадры из фильмов Тарковского «Зеркало» и «Иваново детство» с драматическим театром и театром кукол. Мальчика Ивана, чье детство уничтожила война, тут «играет» кукла в полный мальчишеский рост. И хотя она «живет» скорее в воспоминаниях главного героя, но боль за этого невыросшего ребенка зритель чувствует самую настоящую.

Сцена из спектакля «Децентрализация»
Сцена из спектакля «Децентрализация» Фото: Зоя Рутер

«Децентрализация»

Номинация «Эксперимент»

Когда: 18 июня

Где: Площадка MOÑ 

MOÑ — это новое театральное место силы в Казани, где работают креативные молодые художники, артисты, драматурги и режиссеры Татарстана, выпускающие спектакли на стыке жанров. Не случайно сразу три из них были выдвинуты на «Золотую Маску — 2022» в номинации «Эксперимент». В том числе «Децентрализация» — спектакль-игра, где зрители становятся участниками урбанистического проекта по улучшению инфраструктуры Казани. И хотя для приезжих сориентироваться в незнакомых районах чужого города не так просто, это отличный шанс лучше его узнать и полюбить.

Сцена из спектакля «Плот Медузы»
Сцена из спектакля «Плот Медузы» Фото: Пресс- служба Воронежского камерного театра

Воронеж

«Плот Медузы» 

2 номинации. Премия — Лучшая работа хореографа, Павел Глухов

Когда: 19 июня

Где: Воронежский камерный театр

Камерный театр Воронежа хорошо известен зрителям как авторский театр режиссера Михаила Бычкова — его спектакли неоднократно принимали участие в «Золотой Маске». Однако недавно Камерный начал развивать танцевальное направление, и тоже весьма успешно — нынешняя премия у них не первая. «Плот Медузы» был создан Павлом Глуховым по мотивам картины французского художника Теодора Жерико — на ней изображены жертвы кораблекрушения, спасающиеся на утлом плоту. Для хореографа это модель общества в миниатюре, где в экстремальной ситуации проявляются все лучшие и худшие качества человека. И выражены они средствами современного танца просто блестяще.

Автор: Марина Шимадина