5 значимых объектов промышленного наследия в Москве
Москву можно с уверенностью назвать одним из первых производственных центров страны. Еще в XV–XVI веках город, вокруг которого из небольших удельных княжеств формировалось централизованное государство, обзавелся необходимыми для той эпохи промышленными объектами — здесь чеканили монеты и производили пушки и ядра. К концу девятнадцатого столетия Москва превратилась в один из главных промышленных центров Российской империи. Москвовед и экскурсовод Андрей Клюев выбрал пять зданий, навсегда вписанных в индустриальную историю столицы. Узнать больше о промышленном наследии российских городов можно на конференции «Музей в городе — город в музее», которая пройдет с 8 по 10 декабря в Музее Москвы
Палаты Хамовного двора
Отнести палаты именно к промышленному наследию на первый взгляд довольно сложно. Но и фабрики как способ организации производства по историческим меркам появились относительно недавно. Им предшествовали средневековые гильдии и цеха, трансформировавшиеся в мануфактуры. Каждый мастер со своими учениками и помощниками работал из дома или в собственной мастерской по соседству с другими ремесленниками. Всем им нужно было общее помещение, где можно было бы складировать товар, решать хозяйственные вопросы и хранить документацию.
В 1620-е годы царским указом ткачи из Твери, изготовлявшие в том числе грубое льняное полотно (хам), были переселены в Москву и поселились сразу за Земляным валом, в современных Хамовниках. И пусть деревянные дома мастеров не сохранились, от слободы ткачей остались два важнейших объекта, необходимые любому производственному объединению XVII века. Во-первых, это храм Николая Чудотворца (ныне расположенный на Комсомольском проспекте), выдающийся архитектурный памятник в стилистике узорочья, а также палаты Хамовного двора на улице Льва Толстого. Специальной типологии промышленных зданий в ту эпоху еще фактически не было. Поэтому это здание легко перепутать с жилым — та же форма «глаголем», два этажа, красное крыльцо со стороны двора. Но это был главный склад и административный центр Хамовной слободы.
Красный Октябрь
Огромный вклад в развитие московской промышленности внесли иностранные предприниматели, приезжавшие в Россию в поисках незанятых еще ниш и хорошего бизнес-климата, обусловленного, в первую очередь, очень невысокой оплатой труда.
В 1847 году в Москву перебирается немец Теодор Фердинанд фон Эйнем, планировавший запустить собственное кондитерское производство. Он начал с небольшой кофейни-кондитерской на Арбате, но затем в партнерстве с еще одним немецким коммерсантом Юлиусом Гейсом основал настоящую фабрику. До 1890-х годов она располагалась на Софийской набережной и сначала имела всего одну паровую машину в шесть лошадиных сил. Но постепенно объемы производства росли, а у покупателей появились деньги не только на пиленый сахар и леденцы, но и на шоколад и конфеты всех видов.
С 1893 по 1914 год Юлиус Гейс и сыновья строят целый ансамбль краснокирпичных корпусов на стрелке острова Балчуг, которым суждено было стать крупнейшей кондитерской фабрикой в стране. До 1925 года она носила имя своего основателя Эйнема, а в советское время превратилась в «Красный Октябрь». Проработав на старом месте до 2005 года, фабрика стала одним из первых примеров редевелопмента — на месте бывших цехов появились рестораны, бары, галереи, офисы и редакции.
Трехгорная мануфактура
Это предприятие появилось на Трех горах, исторической местности в районе реки Пресни, еще в 1799 году как ситценабивная мануфактура купца Василия Прохорова. Ткани тогда привозили сюда уже готовыми, с помощью деревянных матриц вручную на них наносили рисунок. Но за следующее столетие производство выросло в сотни раз и превратилось в комбинат полного производственного цикла, где людей заменили паровые и электрические машины.
Именно Трехгорной мануфактуре была уготована судьба флагмана московского текстильного производства. Здесь многое было впервые. Например, еще в 1820-м году появилась первая в городе ремесленная школа при производстве. А самое главное, московские текстильщики с 1861-го по 1910-е годы «переодевают» городскую и значительную часть сельской России. На место домотканой льняной одежды приходит хлопковая «мануфактура», отличавшаяся большим выбором рисунков и расцветок. В 1910-е годы главным художником фабрики (сейчас мы бы сказали — дизайнером тканей) становится Людмила Маяковская, сестра знаменитого поэта. Она вводит в моду нанесение рисунка на одежду методом аэрографии.
Прогуливаясь между корпусов фабрики, где сегодня находятся рестораны, клубы и коворкинги, можно буквально физически ощутить бывшие масштабы производства.
Московский Электрозавод
Все началось в 1915 году, когда фабрику резиновых товаров «Проводник» было решено эвакуировать из Риги в Москву, подальше от фронта Первой мировой войны. В районе Преображенское начинается строительство фабричных зданий в виде гигантской трапеции со сложной системой внутренних дворов и корпусов-перемычек. Архитектор Георгий Евланов выбрал неоготическую стилистику, однако по его плану завершено строительство не было. В 1917 году из-за революционных потрясений проект замирает на долгие восемь лет.
Превратиться из недостроя в бурлящий жизнью завод этому комплексу помогла реализация плана ГОЭЛРО — стране требовалось выпускать огромное количество ламп накаливания и другого электрического оборудования. К 1928 году корпуса были достроены по несколько упрощенному проекту, где и расположился Московский электрозавод, со временем ставший МЭЛЗом, электроламповым заводом. Здесь делали лампы накаливания, первые кинескопы советских телевизоров и огромные промышленные трансформаторы. Электрозавод — удивительный для Москвы пример промышленной архитектуры, сочетающий «кирпичный» стиль дореволюционного времени и новые веяния 1920-х.
За последние 20 лет внутри появилось что-то вроде небольшого города со своими столовыми, кафе, рабочими помещениями и улицами-коридорами. Здесь делают керамику и мебель, а по вечерам хорошо видны вспышки в огромных окнах бывших цехов — МЭЛЗ облюбовали фотостудии.
Хлебозавод №9
В раннесоветскую эпоху на государственном уровне была поставлена цель перейти к промышленному типу производства во всех сферах жизни. Городские парки должны были служить комбинатами отдыха, а жилые дома-коммуны мыслились своеобразными машинами для жилья.
Не стала исключением и выпечка хлеба. Вместо небольших, полукустарных пекарен, разбросанных по городу, нужно было организовать унифицированное производство батонов и буханок на новых хлебозаводах. Интересную схему их устройства в конце 1920-х предложил инженер Георгий Марсаков. По его задумке процесс должен был быть почти полностью автоматизирован, а производственная линия иметь форму спирали, за время движения по которой мука и другие ингредиенты теста превращались в готовое хлебобулочное изделие. Работников на каждую тысячу батонов хлеба требовалось гораздо меньше, так что такие производства даже стали называть хлебозаводы-автоматы.
Архитектура старалась соответствовать содержанию. Был разработан проект круглого ступенчатого здания в стилистике авангарда. На рубеже 1920–1930-х годов в Москве построили несколько таких заводов: на Дмитровке, в Черкизове, на Пресне, на Павелецкой.
Сейчас на территории бывшего хлебозавода можно купить одежду от российских дизайнеров, послушать лекцию или побывать на фестивале современной музыки.