Мексиканский костюм

Костюмы Фриды Кало
Костюмы Фриды Кало Фото: Miguel Tovar/ Дом-музей Фриды Кало

Фрида Кало родилась в Мексике в 1907 году, но изменила дату в паспорте на 1910-й — год начала гражданской войны — и стала называть себя «дочерью Мексиканской революции». В 30-е годы Фрида какое-то время жила в США (там работал ее муж Диего Ривера) и очень тосковала по родине — вернувшись, она стала часто носить национальные мексиканские костюмы.

Автопортреты

Фрида Кало и ее автопортрет
Фрида Кало и ее автопортрет Фото: Bettmann / Getty Images

В 18 лет Фрида попала в аварию: в автобус, в котором она ехала, врезался трамвай. Девушка получила серьезные травмы и перенесла множество операций. Большую часть времени она проводила лежа и, чтобы отвлечься, начала рисовать.

За свою жизнь Кало написала 55 автопортретов. Она говорила: «Я пишу автопортреты, потому что знаю себя лучше, чем кого-либо. Я изображаю свою реальность. Я рисую, потому что не могу не рисовать, я рисую все, что проносится у меня в голове, не раздумывая».

Кисти

Диего Ривера и Фрида Кало читают и работают в студии
Диего Ривера и Фрида Кало читают и работают в студии Фото: Hulton Archive/Getty Images

«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего» — так Кало говорила о своем знакомстве с будущим мужем, знаменитым художником Диего Риверой.

Именно ему Фрида показывала свои первые работы. «Фрида единственный художник в истории искусств, которая вскрыла себе грудь и сердце, чтобы обнажить биологическую правду чувств», — писал Ривера о творчестве жены.

Монобровь

Портрет Фриды Кало «Диего и я», 1949 год
Портрет Фриды Кало «Диего и я», 1949 год Фото: The Granger Collection / ТАСС

На автопортретах Фрида рисовала себя в совершенно разных образах: только появляющейся на свет и пытающейся родить ребенка, с попугаями и экзотическими животными, с «обнаженным» сердцем и «двойником». Но на всех полотнах встречается одна и та же деталь — знаменитая монобровь.

Однажды Ривера сравнил брови художницы с птичьими крыльями — позже Кало изобразила их так на одном из автопортретов. В повседневной жизни она подчеркивала их черным карандашом своей любимой марки Revlon. Кало любила и помады этого бренда: красными отпечатками губ она «подписывала» письма и фотографии.

Цветы

Фрида Кало, 1944
Фрида Кало, 1944 Фото: Bettmann / Getty Images

Часто Фрида рисовала цветы. В 1939 году она снялась для обложки французского Vogue в массивном украшении из них. С тех пор подобные цветочные аксессуары стали появляться в коллекциях известных дизайнеров.

В 40-е Кало стала народной любимицей. Окружающих вдохновляло не только творчество, но и сама личность, образ, который создала себе художница: она эпатажно одевалась, не скрывала свою бисексуальность, ругалась матом, много курила и пила текилу. Именно своим дерзким поведением, судя по воспоминаниям современников, она покорила Льва Троцкого, который в 1930-х годах скрывался у Риверы и Кало.

Протез

Протез Фриды Кало
Протез Фриды Кало Фото: Juan Carlos Fonseca Mata / Wikipedia / CC-BY-SA-4.0

Последние годы Фриды прошли тяжело. Проблемы со здоровьем, начавшиеся еще в молодости, после аварии, обострились. Кало практически не вставала с постели. На открытие последней авторской выставки художницу привезли на больничной койке.

В 1953-м из-за начавшейся гангрены правую ногу Кало ампутировали. На протез она надевала красный ботинок на высокой шнуровке — свою любимую обувь, от которой не готова была отказаться ни при каких обстоятельствах.

Меньше чем через год после операции Кало умерла от острого воспаления легких. В дневнике она записала: «Надеюсь, мой уход будет удачным, и я больше не вернусь». Именно эта фраза породила слухи о «неслучайной» смерти художницы — некоторые полагали, что она умерла от передозировки наркотиков, которые она, по некоторым свидетельствам, употребляла, чтобы уменьшить боль. Доказательств, как, впрочем, и опровержений этой версии нет: вскрытие тела не проводилось.

Подготовила Ольга Обыденская