Экспозиция выставки
Фото: Пресс- служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экспозиция выставки

«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

Где: Главное здание Пушкинского музея

Когда: до 30 октября

Один из главных музейных проектов года — открывшаяся на днях в Пушкинском музее выставка, посвященная коллекции Морозовых. До этого она с успехом прошла в Фонде Луи Вюиттон: за полгода ее увидели 1,2 миллиона человек. Как рассказали кураторы, московская экспозиция отличается от парижской не только концепцией, ставящей акцент на отличиях характеров и собраний братьев, но и по составу произведений. На выставке показывают работы, не демонстрировавшиеся во Франции. Среди них картина «Красные виноградники в Арле. Монмажур» Винсента ван Гога, недавно вернувшаяся с реставрации, и воссоединенные парные работы Мориса Дени «Полифем» (ГМИИ им. Пушкина) и «Вакх и Ариадна» (Эрмитаж). Всего в экспозиции более 600 экспонатов, 240 из которых — произведения живописи, графики и скульптуры. Выставка объединила шедевры из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Эрмитажа и Третьяковской галереи. Это работы Ренуара, Моне, Гогена, Матисса, Пикассо, Васнецова, Коровина, Шагала и многих других. Работы русских и французских авторов, когда-то составлявших единое собрание, показывают в Москве вместе впервые за столетие.

Фото: Пресс- служба Cube.Moscow

«Нефиолетовая выставка» / Nonviolet exhibition

Где: Cube.Moscow

Когда: 8 июля — 4 августа

«Нефиолетовая выставка / Nonviolet exhibition», которая скоро откроется в Cube.Moscow, посвящена проблеме домашнего насилия. Инициатором ее проведения стала просветительница, создательница и автор социального проекта в телеграмме «Как дальше» Ольга Симонова, одна из героинь документального фильма о жертвах домашнего насилия «Почему женщины убивают?». «Я мечтаю снять табу с проблемы домашнего насилия. Я бы хотела, чтобы девушки начали говорить о том, что с ними происходит, без желания спрятать те ужасы, которые выпадают на их долю», — говорит Ольга.

Объясняя название проекта, организаторы отмечают, что если в ряде европейских языков фиолетовый ассоциируется с насилием (violet и violence созвучны), в русском он ассоциируется с равнодушием — «всем всё фиолетово». И этой выставкой они хотят показать, что им «не фиолетово», и напомнить, как насилие разрушает жизни людей и умножается при равнодушии. Выставка и о том, как после тяжелых испытаний можно построить свою жизнь заново и сделать что-то важное для других. В экспозиции под кураторством Елены Крыловой будут представлены работы современных художников Юлии Цветковой (признана иноагентом), Юлии Наполовой, Алисы Гокоевой, Макса Отто и Руслана Меллина, а также фотографии Аксаны Лисовской. Выставку в Cube.Moscow дополнит открытая просветительская программа, включающая выступления юристов, психологов, представителей фондов и специалистов из разных областей, работающих с ментальным и физическим здоровьем.

Илья Иванов. Дворец художественной гимнастики. Сергей Кузнецов, _ТПО Прайд_. 2019 год
Фото: Пресс-служба Музея архитектуры имени Щусева
Илья Иванов. Дворец художественной гимнастики. Сергей Кузнецов, _ТПО Прайд_. 2019 год

«Москва. Реальное»

Где: Государственный музей архитектуры им. Щусева

Когда: 30 июня — 4 сентября

На выставке лучших архитектурных фотографов, среди которых Юрий Пальмин, Илья Иванов, Михаил Розанов, Алексей Народицкий и Сергей Пономарев, можно оценить, как изменилась за последние десять лет архитектура Москвы. Зритель увидит крупноформатные снимки 33 знаковых зданий и объектов Москвы, возведенных или обновленных за последнее десятилетие, среди которых отреставрированный Дом Наркомфина, Музей русского импрессионизма, парк «Зарядье», дом культуры «ГЭС-2», Большая спортивная арена «Лужники», станция метро «Мнёвники», а также бизнес-центр «Аквамарин» как пример органичной и чуткой к ландшафту коммерческой застройки в центре города. Организаторами проекта выступили Москомархитектура и Правительство Москвы. Куратор, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева говорит, что эта выставка не только подведение итогов изменений, произошедших в столице, но и взгляд в будущее, отражение тенденции, когда архитектура вновь становится искусством.

Сергей Лемешев
Фото: Пресс-служба Центра Гиляровского
Сергей Лемешев

«Сергей Лемешев. Кумир и его время»

Где: Центр Гиляровского

Когда: 9 июля — 21 августа

Проект «Сергей Лемешев. Кумир и его время» подготовлен Музеем Москвы и приурочен к 120-летию со дня рождения известного лирического тенора XX века. Выставка откроется в Центре Гиляровского и расскажет о секретах блистательного успеха певца. Исполнитель был невероятно популярен не только в советское время, когда за ним буквально повсюду следовала армия поклонниц, но и остается таковым до сих пор — «лемешистки» и сейчас собираются у дома на Тверской улице в день рождения певца. Именно Лемешева считают одним из первых артистов с собственным фан-клубом. В экспозиции впервые покажут предметы из личной коллекции певца и его жены Веры Кудрявцевой — любимые вещи, книги, подарки поклонниц.

Генсу Ан. «Ветреный день», 2019 год
Фото: Пресс-служба Музея Москвы
Генсу Ан. «Ветреный день», 2019 год

«Eine kleine Nacht. Ночь коротка»

Где: Музей Москвы

Когда: 6 июля — 4 сентября

Персональная выставка Гёнсу Ана, организованная Музеем Москвы и галереей «Триумф», посвящена пространству обыденного. Южнокорейский художник представит в Москве новую серию работ, посвященных путешествию по ночному городу. В центре внимания Гёнсу Ана — фонари, городская иллюминация, свет окон, закаты и рассветы, блеск фар. Через эти объекты художник размышляет о беспокойной повседневности, утрате будущего и сложном устройстве памяти. Обычно Гёнсу Ан создает масштабные работы, однако в Музее Москвы в основном можно будет увидеть произведения небольшого формата. Среди больших — полиптих «Ветреный день». Эмоции от произведений усилит архитектура выставки, где зрители окажутся в полной темноте и будут блуждать между кострами, лампами, фонарями и лучами света, изображенными с характерной для Гёнсу Ана фотографической точностью.

Илья Остроухов
Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
Илья Остроухов

«Илья Остроухов. Из жизни коллекционера»

Где: Дом Остроухова в Трубниках

Когда: до 14 августа

Проект посвящен еще одному великому коллекционеру ХХ века, Илье Остроухову. Представил его в Доме-музее Остроухова в Трубниках Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Основой экспозиции стали настольные перекидные календари коллекционера, отражающие его насыщенную жизнь: плотный график личных встреч, официальных визитов, переговоров, театральных премьер и уроков английского. Дополняют эти материалы фотографии, письма, а также живопись и графика — Остроухов был и страстным художником.

Наталья Николаева. «Красный день календаря», 2022 год
Фото: Пресс-служба ММОМА
Наталья Николаева. «Красный день календаря», 2022 год

«Копи смех к зиме»

Где: Московский музей современного искусства

Когда: 29 июня — 14 августа

Название выставки позаимствовано у молодого поэта Габбы (Глеба Габаева), из его стихотворения «Копи смех к зиме, Как зверь копит мех и сало...», и отражает целый пласт северной культуры. Об этой культуре, а точнее, о современном искусстве Якутии, и рассказывает новая выставка в Образовательном центре Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. В экспозиции представлены работы трех поколений якутских художников, выполненные в самых разных техниках: живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, инсталляции. Среди художников-участников Кэрэhит/Свидетель (Анна Петрова), Устинья Прокопьева, Джулияна Семенова, Сардаана Хохолова и другие.

Дмитрий Шорин. Flifhtradar, 2019 год
Фото: Пресс-служба Галереи Sistema
Дмитрий Шорин. Flifhtradar, 2019 год

«Рефлексия визуального»

Где: Галерея Sistema

Когда: 1 июля — 27 августа

Sistema — новая галерея появилась на карте Москвы. Для выставки «Рефлексия визуального» куратор и генеральный директор арт-пространства Анастасия Волкова отобрала работы четырех авторов. В экспозицию вошли произведения Дмитрия Шорина, Елены Кулик и Игоря Кулика и Светланы Чимитдоржиной. Как говорят в галерее, художники придерживаются традиционной техники живописи и по-новому осмысляют понятие визуального в пространстве. Например, Светлана Чимитдоржина пишет минималистичные драматические фрагменты из собственной биографии и поднимает вопрос принятия собственной телесности. А Игорь Кулик вовлекает зрителя в визуальную игру, сочетая близкие узоры флоры и фауны.

Фото: Пресс-служба Выставочного зала фонда Андрея Чеглакова

Выставка Дмитрия Плавинского

Где: Выставочный зал фонда Андрея Чеглакова

Когда: до 19 августа

Еще одна выставка живописца и графика, ключевой фигуры московского художественного андерграунда Дмитрия Плавинского открылась в Москве к 85-летию со дня его рождения. В Выставочном зале фонда Андрея Чеглакова демонстрируют живопись, графику, коллажи и объекты из собрания фонда и других частных коллекций. Плавинский в своем творчестве последовательно воплощал философско-лингвистическую систему, которую называл «структурным символизмом». «Принято думать, что художник раскрывает себя в своих произведениях. Совсем обратное: художник шифрует свое „я“ системой иероглифов. Прочесть их дано не каждому, и последний из символов прочтению не поддается», — говорил он. Попытаться расшифровать скрытое можно на выставке, куда, как и всегда в случае с проектами фонда, вход свободный.

Экспозиция выставки
Фото: Пресс-служба Парка «Зарядье»
Экспозиция выставки

«Новая красивая выставка. Лето»

Где: Медиацентр парка «Зарядья»

Когда: до 21 августа

Почувствовать себя детьми и спастись от жаркой погоды можно в пространстве медиацентра парка «Зарядья», где сейчас открыт летний проект из цикла «Новая красивая выставка». В этот раз главной темой стали каникулы, детские воспоминания и традиционные летние развлечения. Четыре десятка произведений — картины, скульптуры, кинетические объекты, инсталляции и NFT — заряжают летним настроением и перекликаются с личными ощущениями зрителя от этого времени года. В выставке участвуют российские художники Егор Плотников, Мария Сафронова, Устина Яковлева, Илья Гапонов и другие, а также американский художник с русскими корнями Питер Опхайм и южнокорейский скульптор Джей Йонг Ким.

Автор Наталья Крючкова