«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год
«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год Фото: аукционный дом «Литфонд»

В 1962 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил в Манеже выставку авангардистов и остался недоволен увиденным, назвав художников «проклятыми педерастами». С тех пор неподцензурные советские художники лишились возможности выставляться. Если, конечно, не считать за выставочное пространство квартиры друзей и знакомых — таких же маргинальных ценителей искусства. 

«Сухой закон» рискнули нарушить Виталий Комар, Александр Меламид и Оскар Рабин, организовав выставку картин на пустыре у метро «Беляево». Они позвали неравнодушную к современному искусству публику и иностранных журналистов. Милицию не звали, но она приехала сама. Наконец, на выставке присутствовала малочисленная, но, как оказалось впоследствии, ключевая группа — бульдозеристы. На дворе — сентябрь 1974 года

Кто такие Рабин, Комар и Меламид

Оскар Рабин писал мрачные натюрморты и пейзажи в экспрессивной примитивистской манере. На самых известных его работах изображены бараки с московских окраин. Комар и Меламид в своих картинах иронически обыгрывали штампы монументального советского стиля, узнаваемые визуальные образы и портреты вождей — подобно тому, как их американские «единомышленники» во главе с Энди Уорхолом издевались над символами капитализма.

Выставку решили провести на пустыре возле станции метро «Беляево», чтобы у милиции не было формального повода придраться. Например, заявить, что художники мешают движению пешеходов или проведению общественно значимого мероприятия. Идея с пустырем принадлежала Виталию Комару: «Помню, мы сидели у Рабина после того, как милиция разогнала нашу квартирную выставку, и я сказал Оскару, что читал в каком-то журнале, по-моему, журнале “Польша”, о том, что польские художники делают регулярно выставки в парках», — рассказывал он.

Место было выбрано не случайно: неподалеку от станции «Беляево» располагалась квартира критика Виктора Агамова-Тупицина, который впоследствии написал целую книгу о происходящем в те дни. Ночь накануне выставки многие художники провели именно там, спали на полу среди своих работ — боялись, что картины могут конфисковать заранее, если вдруг милиции станет известно о планах.

Коллекционер Александр Глезер имел связи с западными СМИ и был незаменимым человеком в организации такой акции. Идею провести выставку возле дома Агамова-Тупицина на окраине Москвы он тоже однозначно поддержал: «Столь малопривлекательное место, как пустырь, мы избрали по простой причине: экспозиция картин на площади, улице или набережной может быть легко расценена в соответствии с советским законодательством как нарушение общественного порядка».

Оскар Рабин (справа) на выставке в Париже
Оскар Рабин (справа) на выставке в Париже Фото: Etienne MONTES / Gamma-Rapho / предоставлено Getty Images

Искусство пиара и провокации

Одним из идейных вдохновителей выставки был художник Оскар Рабин. В 1977 году на него завели дело за тунеядство, предложив на выбор: эмиграция или суд. Рабин отказался уезжать, и его арестовали — правда, всего на одну ночь. Тогда ему снова предложили выезд — на этот раз в Европу по туристической визе. Рабин понял, что такой шанс может больше не повториться, и согласился. Он вместе с семьей отправился в Париж. Через полгода художника вызвали в посольство и объявили, что у него больше нет советского гражданства. «Бульдозерная выставка», по словам Рабина, стала для него самым ярким событием в жизни, буквально расколов ее на до и после. 

Впрочем, художники и рассчитывали именно на скандал. Все это понимали, и поэтому далеко не все согласились в ней участвовать: Эрнст Неизвестный и Илья Кабаков отказались сразу, чуть позже к ним присоединились Василий Ситников, Борис Штейнберг и Анатолий Брусиловский. Выставка планировалась не просто как художественная авантюра — «нонконформисты» готовили провокацию, понимая, какие последствия их ждут.

Все тот же Оскар Рабин признавался: «Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно. Меня пугали мысли, что со мной лично произойти могло что угодно». За участие в акции он получил 15 суток ареста, но объявил голодовку и был выпущен раньше.

Помимо представителей иностранных СМИ на выставке были дипломаты, готовые купить советскую неподцензурную живопись. Милиция повела себя с ними максимально жестко: «…Там были дипломаты, корреспонденты, которые это снимали, — вот с иностранцами повели себя совершенно некорректно. Мы-то ладно, мы-то привыкли. Все привыкли, что власти с нами могут обращаться как угодно. Но когда американскому корреспонденту ударили по камере, выбили зубы… Ему потом в Финляндию пришлось ехать их вставлять. Так что когда крепостных бьют — это ничего, а когда иностранцев…» — вспоминал Рабин.

«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год
«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год Фото: аукционный дом «Литфонд»

Эпичная сцена на пустыре

О планах художников стало известно властям. На месте, где они условились встретиться, их уже поджидала милиция. Виктор Агамов-Тупицин оставил об этом подробное воспоминание: «События на пустыре разворачивались как в театре абсурда. По колдобинам ездили поливальные машины, бульдозеры и самосвалы с какими-то бутафорскими деревьями. Публика (включая иностранных корреспондентов) толпилась на обочине по периметру пустыря. <…> Как только художники стали показывать свои картины, держа их в руках, к ним тут же подскочили “искусствоведы в штатском”, ответственные за конфискацию нелегитимных художественных ценностей. Отнятые работы топтали ногами или увозили на грузовиках с землей и деревьями, предназначенными, как оказалось, не для озеленения территории, а для борьбы с искусством».

Действия властей в ответ на выставку оказались слишком жесткими. Агамов-Тупицин делился: «На моих глазах арестовывали участников выставки. Когда увезли Юрия Жарких, я подхватил его картину и стал показывать зрителям. Прижимая ее к груди, я ловил себя на мысли, что делаю это из солидарности, хотя в эстетическом плане у меня с Жарких не было ничего общего. Фотограф Сычев, запечатлевший события на пустыре, обратил мое внимание на Оскара, вскочившего на “нож” бульдозера и в течение нескольких минут на нем балансировавшего — вопреки тому, что водитель делал выкрутасы, опасные для “наездника”.

Вскоре его оттуда свергли и поместили в легковую машину. То же самое сделали с Рухиным, после чего пришла и моя очередь. Сашу Рабина (Кропивницкого) и Володю Сычева арестовали чуть позже, однако Володе за несколько минут до ареста удалось передать негативы кому-то из своих. Женщин (Надю, Лиду, Римму) почему-то не трогали, но с работами обошлись безжалостно. Особый урон понесли картины Комара и Меламида — они пропали без вести».

«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год
«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год Фото: аукционный дом «Литфонд»

Партия осознает свои ошибки

Впрочем, многие картины нашлись. Партийный деятель Анатолий Черняев делился: «Картины вернули художникам через какую-то “неизвестную женщину”. Кто-то извинился перед ними... После этого я не помню, чтобы кого-либо запрещали или разгоняли. На Малой Грузинской даже позволили быть “перманентным” показам “двадцати модернистов”. Я там бывал и удивлялся “свободе творчества”».

Власти, кстати, довольно быстро переосмыслили свое решение. Вот что рассказывал  Андрей Александров-Агентов, возглавлявший в те годы Центральную ревизионную комиссию КПСС: «Эта акция вызвала много ненужного шума. Только она и одарила “абстракционистов” международным вниманием, которого те желали. Если бы художникам предоставили комнату для выставки, сопроводили выставку несколькими статьями о бессмысленных произведениях искусства и дали общественности возможность самой составить представление о них, все решилось бы само собой. В результате же привлечения милиции, использования бульдозеров и брандспойтов Моссовет настроил против СССР не только “буржуазную” печать, но и западные коммунистические партии».

Вскоре после событий 15 сентября партия разрешила художникам провести вторую выставку, уже вполне легально. Местом действия назначили Измайловский парк. 29 сентября туда пришли тысячи зрителей, а участников среди художников было почти вдвое больше, чем на «Бульдозерной», — 40 человек. В 2010 году Виталий Комар рассказывал об этом «Снобу». По его мнению, вторая выставка (которая была лишь следствием первой) помогла стране выйти из эпохи застоя: «Это было потрясающе. Это была первая ласточка перестройки, я считаю. Уже не тринадцать-четырнадцать, а гораздо больше пришло художников. А зрителей видимо-невидимо. Это был какой-то удивительный праздник. Настоящая ярмарка. Пускай даже ярмарка тщеславия. Художники были очень горды тем, что они наконец стали предметом интереса».

«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год
«Бульдозерная выставка» советского андеграундного искусства, 1974 год Фото: аукционный дом «Литфонд»

К чему привела эта выставка

Для многих художников, принявших участие в акции, она стала билетом в новую жизнь. Историк искусства Андрей Ковалев отмечал несколько итогов выставки для самых видных ее организаторов и вдохновителей: «Недоброжелатели и скептики чаще всего говорят о том, что “Бульдозерная выставка” была не более чем успешной попыткой автопиара. Конечно, это все так… <…>

Главный куш отхватили Виталий Комар и Александр Меламид, которые за два года до описываемых событий придумали свой соц-арт и повесили на дверях мастерской табличку “Известные художники 70-х годов XX века”. Они быстро освоили наработанные Александром Глезером и Оскаром Рабиным пиар-технологии и уже были готовы к тому, что будут участвовать не просто “в просмотре картин”, а в хорошо подготовленном медийном спектакле. И переиграли своих старших товарищей — без лишних раздумий начали свои ловкие и циничные манипуляции непосредственно с зарубежной прессой».

«Бульдозерная выставка» серьезно повлияла на современное советское искусство — ее участники, получив в одночасье огромное внимание, перестали ощущать себя маргинальными творцами из подполья. Архетип неустроенного по жизни, рисующего странные картинки, прячущегося от милиции и карательной психиатрии художника начал рассыпаться во многом благодаря 1974 году. А сам факт того, что художник когда-то был в маргинальном положении, уже в следующем десятилетии стал восприниматься как часть завидной и интересной биографии.

Подготовил Алексей Черников