Чеченские девушки, индийские города и коренные народы. Гид по кинофестивалю «Дух огня»
3 марта в Ханты-Мансийске стартует XXI Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня». В течение четырех дней зрители смогут увидеть дебютные фильмы режиссеров из 17 стран, включая Аргентину, Индию, Россию, Францию и Японию. «Сноб» составил гид по самым интересным картинам российского и международного конкурсов.
Как актриса
Режиссер: Себастьен Байи
Франция
Фильм французского режиссера, сценариста, продюсера и автора многих короткометражных лент Себастьена Байи зрители фестиваля увидят сразу после мировой премьеры на Берлинале. Главная героиня Анна — талантливая и известная актриса. Она переживает трудное время в профессиональной и личной жизни. Однажды Анна обнаруживает в себе силу изменять внешность и перевоплощаться в того, в кого она пожелает. Героиня решает воспользоваться новым навыком, чтобы проверить своего партнера.
Клетка ищет птицу
Режиссер: Малика Мусаева
Россия
Тема «Духа огня» этого года — «Культура коренных народов». Важной частью программы станет кино с ярко выраженной этнической спецификой. Ученица Александра Сокурова Малика Мусаева представит вошедший в программу Берлинале фильм «Клетка ищет птицу», с тонким лиризмом показывающий портрет чеченских деревенских девушек. Яха, жительница маленького селения, проводит дни с Мадиной, с которой они очень близки. Девушки мечтают после окончания школы покинуть родные места и отправиться в большой мир, чтобы жить той жизнью, которую они выберут себе сами. Ее старшая сестра Хеда также мечтает о свободе, но цена за нее очень высока: если она решится на развод, то по местным традициям у нее отберут единственного сына. Каждая из девушек пытается отстоять свое право на свободу и собственную жизнь.
По обе стороны пруда
Режиссер: Парт Саурабх
Индия
Картина Парта Саурабха отмечена призами Сан-Себастьянского кинофестиваля. «По обе стороны пруда» – история о том, как в разгар пандемии коронавируса сбежавшая вместе пара, Сумит и Приянка, возвращается в свой родной город, где живут люди консервативных нравов. В то время как Приянка пытается убедить Сумита, что их жизнь на самом деле должна проходить вдали от этого места с его бесцеремонностью и фамильярностью, тот проводит вечера со своими друзьями, вспоминая детство. Между героями появляется дистанция — они начинают становиться теми людьми, которыми были друг без друга. Под тяжестью гендерных ролей, которые стали для них образцом в детстве, отношения постепенно разрушаются.
Vad’d’a. Мытарства
Режиссер: Никита Добрынин
Россия
Исследование драматической судьбы народности водь. Это первый полнометражный документальный фильм студента мастерской Александра Сокурова Никиты Добрынина. Картину снимали с весны 2020 года по зиму 2021 года в окрестностях деревни Лужицы на западе Ленинградской области. Именно тогда из-за грандиозной промышленной застройки начал катастрофически меняться природный и социальный ландшафт этих мест. Вожанам — малочисленному народу с тысячелетней историей, пережившему войны, революцию и времена сталинских репрессий, — предстоит пройти через еще одно испытание.
Тропа
Режиссер: Михаил Кулунаков
Россия
Михаил Кулунаков — своего рода первооткрыватель кино Алтайского региона. Окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (мастерская режиссуры игрового кино Виталия Аксенова и Виктора Семенюка) и после работал в Театре балета Бориса Эйфмана. В 2015 году переехал в Горно-Алтайск, где основал Творческую экспериментальную студию, а также киностудию «АлтайФильм». В центре сюжета «Тропы» жизнь семьи в горной долине. Ее глава Адучи одержим идеей прорубить тропу через горы и каждый день работает не покладая рук с утра до глубокой ночи. Его жена Карагыс — охотница, плотник и мать, воспитывающая сына, — женщина молчаливая и строгая. Каждый день она остается дома: рубит, колотит, чинит, рыбачит, охотится, воспитывает детей. Она считает, что дело мужа — это дорога в никуда.
Клементина
Режиссеры: Констанса Фельдман, Агустин Мендилахарсу
Аргентина
Танцовщица, актриса и хореограф Констанса Фельдман и драматург и кинооператор Агустин Мендилахарсу во время карантина решили попробовать себя в качестве режиссеров. Их лента «Клементина», только что показанная на Роттердамском кинофестивале, рассказывает о жизни пары во время пандемии. Жизнь между домашней едой и онлайн-занятиями, уборка загроможденного домашнего пространства, выход из строя всего на свете. Это необычная комедия о жизни двух эксцентриков, которые пытаются справиться с изоляцией.
Автор: Александра Адаскина