Чем заняться в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде 16–22 мая. Неделя со «Снобом»
Четверг, 16 мая
«Славик, как это было на самом деле»
Где: Москва, ММДМ
Во сколько: в 20:00
В рамках проекта «БеспринцЫпные чтения» Павел Деревянко, Кристина Бабушкина и Александр Цыпкин выступят с программой об одном из самых популярных героев рассказов писателя. Славик стал культовым персонажем историй из комедийного сериала «Беспринципные». Зрители услышат авторскую версию рассказов «без купюр» о трогательном обманщике, которые впервые прозвучат со сцены в исполнении актеров из кинопроекта и самого автора.
«Рассказы и экранизации историй про моего любимого героя Славика отличаются, иногда даже достаточно сильно. Тем интереснее послушать первоначальные версии этих сюжетов. Исполнители замечательные: Павел Деревянко, который великолепно сыграл Славика в сериале, Кристина Бабушкина, которая также сыграла в “Беспринципных”, но роль, не пересекающуюся с этим героем, ну и я. Обещаю абсолютно новую историю про Короля лжи. Историю, которая не экранизировалась и не публиковалась в книге. К слову, написана этим летом», — делится Александр Цыпкин.
Где: Москва, Площадка театра «Среда 21» в Саду им. Баумана
Во сколько: в 20:00
Режиссер Надя Кубайлат обращается к роману Мэри Шелли, чтобы заново открыть его поэтику. «Франкенштейн, или Современный Прометей» был придуман 18-летней писательницей более 200 лет назад, когда она прогуливалась вдоль Женевского озера в компании молодых английских интеллектуалов и романтиков — Джорджа Байрона, Джона Полидори, Перси Биши Шелли.
«Иногда литературные произведения обрастают таким количеством интерпретаций, домыслов и штампов, что за всем этим забывается первоисточник. Впервые открыв эту книгу, я имела определенные ожидания, ассоциации, которые, я уверена, возникают у каждого из нас при слове “Франкенштейн”. Но оригинальная история оказалась гораздо интереснее, сложнее, парадоксальнее и поэтичней всех этих домыслов. Именно эту историю мне хочется перевести на язык театра. Историю, которая так неожиданно начинается в Санкт-Петербурге», — рассказывает Надя Кубайлат.
Перформанс «Танцуя бесконечность»
Где: Санкт-Петербург, Дом Шрёдера
Во сколько: в 20:00
Валентина Прем-Вóланс приглашает петербургскую публику на авторский перформативный спектакль, в котором будут присутствовать разные медиумы — язык тела, аудио и видео. Зрителям предложат переключить внимание с мыслей на чувства — и погрузиться в увлекательное путешествие к самому центру души, к себе. Сценарий этой работ написан по мотивам книги Прем-Вóланс «Кто Я в тебе».
Пятница, 17 мая
Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна»
Где: Мелихово, Открытая сцена
Во сколько: в 20:00
Ежегодно в подмосковном селе Мелихово, где Антон Павлович Чехов прожил семь лет и создал более 40 своих произведений, проходит масштабный театральный фестиваль «Мелиховская весна». Фестиваль продлится с 17 по 26 мая. Помимо классических постановок здесь можно встретить и камерные спектакли, и широкомасштабные инсценировки, и авангардные версии. В программе этого года — 21 постановка из России, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана и Алжира.
Спектаклем-открытием станет «Вишневый сад» Мелиховского театра «Чеховская студия» в постановке японского режиссера Мотои Миура. Зарубежную часть программы составят Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа из Витебска, Государственный академический русский театр драмы имени М. Горького из Астаны, Театр Джельфы из Алжира и Азербайджанский государственный академический русский драматический театр из Баку.
Где: Санкт-Петербург, Новая сцена Александринского театра
Во сколько: в 21:00
С 17 по 19 мая на Новой сцене Александринского театра пройдет трехдневный фестиваль к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда и 11-летию Новой сцены. Программа отражает ключевые направления деятельности Новой сцены Александринского театра — театр, танец, музыка, медиаискусство. В первый день состоится премьера танцевального спектакля Ксении Михеевой «Гроза». Главный фокус постановки направлен на инородность ощущений в механике сегодняшней жизни персонажей пьесы «Гроза» Островского. Команда спектакля объясняет: «Любая группа жива, пока эти переходы существуют. Но здесь механика поглощает чувства, зажимает игру и удовольствие. Как только связь с ощущениями прерывается, механика действия имеет очень маленький инерционный путь, и процессы останавливаются».
Где: Нижний Новгород, Sheraton Kremlin
Во сколько: с 12:00 до 21:00
С 17 по 19 мая в Нижнем Новгороде пройдет второй выпуск ярмарки графики «Контур». Современное искусство представят в необычной локации — на подземной парковке отеля Sheraton Kremlin. Одна из миссий проекта — отбор произведений, которые будут выкуплены частными лицами для передачи в собрание Нижегородского государственного художественного музея.
В этом году на ярмарке свои работы выставят 40 участников из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов: Limonov Art Foundation (LAF), 11.12 GALLERY, 9Б, галерея «Виктория», «Е.К. АртБюро», «Пиранези LAB», «Платформа Форма», a-s-t-r-a, ARTSTORY, Arttube Edition, Artwin Gallery, ARTZIP, Deep list, FUTURO Gallery, Iragui gallery, Marina Gisich Gallery, Pogodina Gallery, pop/off/art, Grabar gallery, ЦСИ «Терминал А» и другие проекты.
Помимо масштабной выставки для гостей приготовили насыщенную параллельную программу с мастер-классами, лекциями, экскурсиями и паблик-токами. Спикеры расскажут, как понимать современное искусство, в чем особенности работы в художественной среде и как продвигать свое творчество. Полная программа и регистрация на события — на сайте.
Суббота, 18 мая
Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд»
Где: Москва, Электротеатр Станиславский
Во сколько: в 14:00 и в 21:00
С 17 по 19 мая в Москве пройдет Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Главной площадкой станет Электротеатр Станиславский. Фестиваль объединит три параллельные программы: театральную, междисциплинарную и образовательную. Все проекты-участники посвящены инклюзии, социальному неравенству, сохранению исторической памяти, поддержке уязвимых групп людей и другим важным темам современного общества.
В первый день мероприятия на сцене покажут два спектакля: Няганский театр юного зрителя привезет постановку «Снегурочка», а Anybody Theater из Санкт-Петербурга — пластическую работу «Это не я, это мое тело. Все спектакли фестивальной программы пройдут с переводом на русский жестовый язык и тифлокомментированием.
Где: Москва, Blanc
Во сколько: с 16:00 до 06:00
Проект Concept Market существует уже восемь лет, его команда объединяет творческих людей и деятелей искусства. В рамках однодневного фестиваля представят более 50 российских брендов, которые презентуют новые летние коллекции одежды и аксессуаров. Среди участников: Stich, Natasha Drigant, UNO, Mixed Feelings, Light Saver, Duplex, White Crow.Гости познакомятся с последними модными трендами и окунутся в атмосферу актуальной электронной музыки благодаря диджеям Highway Records.
Воскресенье, 19 мая
Премьера спектакля «Кровавая свадьба»
Где: Москва, Театр Ермоловой
Во сколько: в 19:00
Режиссер Георгий Сурков обратился к творчеству Федерико Гарсиа Лорки, который в 1932 году написал трагедию «Кровавая свадьба». Испанский драматург задумался о создании произведения после прочтения сначала в мадридской, а затем и в гранадской газетах заметки из криминальной хроники о трагической любви, итогом которой стала гибель пары. Главное достижение Лорки кроется в том, что подобная история перестала быть бытовым повествованием о страсти и мести, но превратилась в произведение искусства о трагедии власти судьбы.
«”Кровавая свадьба” давно живет со мной — эта пьеса из моей внутренней лаборатории. Но никак не находилось верное сценическое решение. Как будто не наступало ее время. А сейчас оно пришло, и разом возник способ, как можно сегодня эту поэзию передать зрителю. <...> На мой взгляд, настало время нового пафоса. Появилась потребность говорить о важных вещах всерьез, без ироничной или злой ухмылки. Мир устал от сарказма — “пересмеялся”. Трагедия Лорки, как большой и чистый жанр, абсолютно точно попадает в периметр этих смыслов. И сам жанр трагедия вдруг стал самым актуальным, дающим возможность честного разговора. Он учит нас жить светлее вопреки», — рассказывает Георгий Сурков.
Благотворительный заезд Gentleman's Ride
Где: Москва, Товарищество Рябовской мануфактуры
Во сколько: в 13:00
19 мая в разных городах мира пройдет благотворительный мотозаезд The Distinguished Gentleman's Ride. Проект зародился в 2012 году в Австалии, с целью обратить внимание на безопасность мотоциклистов в городе и изменить сложившийся стереотип в обществе о байкерах с маргинальными взглядами, показать, что человек на мотоцикле может быть джентльменом. Главная миссия мероприятия — сбор средств на изучение и лечение мужских заболеваний и предотвращение суицидов среди мужчин.
В этом году Международный благотворительный мотозаезд пройдет и в Москве. Основным правилом мероприятия является строгий дресс-код: классический костюм для мужчин и платья для девушек, также допускаются только классические или ретро-мотоциклы. Финальной точкой заезда станет лофт-квартал «Товарищество Рябовской мануфактуры». Участников и гостей фестиваля также ждут конкурсы с призами и подарками от партнеров и спонсоров заезда.
Понедельник, 20 мая
Выставка «Анатомия чувственности»
Где: Москва, Askeri Gallery
Во сколько: с 11:00 до 19:00
В московской галерее современного искусства, основанной Полиной Аскери, открылась выставка Ксении Сандеско и Ромена Фроке «Анатомия чувственности». Это совместный проект российской художницы и французского мастера, который посвящен миру искренних чувств и бессознательных переживаний. Художники исследуют глубины человеческого подсознания — таинственный мир, визуализация которого превращается в настоящее философское высказывание. Именно поэтому одной из центральных фигур на картинах Ксении Сандеско становится женщина, как вечный символ медиатора между миром разума и миром подсознания, не подчиняющегося законам логики. Ромен Фроке же передает женскую способность тонко чувствовать и превращает героиню в уникальную призму, сквозь которую мир эмоций и чувств видится удивительным танцем цветов и форм.
Вторник, 21 мая
Концерт «И все-таки она вертится»
Где: Москва, Дом культуры «ГЭС-2»
Во сколько: в 20:00
В доме культуры «ГЭС-2» продолжают серию концертов в рамках проекта «Что современно?». Программа концерта «И все-таки она вертится» объединяет произведения мастера высокого английского Возрождения Томаса Таллиса и нашего современника Бориса Филановского. К партитурам добавится новое измерение — пространство. Зрители станут частью музыкальной композиции: исполнители распределятся по всему Проспекту «ГЭС-2», а публика сможет свободно перемещаться между ними.
Композитор звуковой скульптуры для ансамбля, хора и слушателей в движении «Архитектон Тета» Борис Филановский рассказывает о событии: «”Архитектон“ вряд ли можно назвать музыкальным произведением; здесь мы имеем дело с неким аналогом “движения живописных плоскостей“, как у Малевича, которое я постарался развернуть во времени и звуке. С каждой точки вы можете услышать только часть “Архитектона“, которая подобна другим частям, но заметно отличается от них и сама по себе, и по месту в пространстве; чтобы попытаться охватить происходящее целиком, вы должны менять точку слуха. То есть “сама музыка“ находится в абстрактном звуковысотном и временном движении, а слушатели — в физическом».
Где: Москва, киноцентр «Октябрь»
Во сколько: в 19:40
В рамках проекта «Театр в кино» в киноцентре «Октябрь» состоится премьера киноверсии спектакля «Геликон-оперы» «Аида» Джузеппе Верди в постановке Дмитрия Бертмана. Опера рассказывает трогательную историю любви эфиопской принцессы, ставшей рабыней, и египетского полководца. Роли в постановке исполнили Иван Гынгазов и Елена Михайленко, а также Юлия Никанорова, Михаил Гужов, Алексей Дедов, Григорий Соловьев, Юлия Щербакова и Дмитрий Хромов. Перед показом гостей пригласят в иммерсионную зону, которая погрузит в атмосферу Древнего Египта.
Среда, 22 мая
Где: Москва, ММОМА на Гоголевском
Во сколько: с 12:00 до 21:00
Московский музей современного искусства и бюро Bernaskoni представляют первый персональный музейный проект Елены Филаретовой. В экспозицию на двух этажах здания на Гоголевском бульваре вошло более 150 работ — четыре серии, над которыми художница работала с 2019 по 2024 год. В произведениях Филаретова использует широкие мазки, что создает иллюзию фокусировки, свойственную человеку, — зритель видит центральную часть более четко, края же остаются размытыми. Симметрия в работах также приближает посетителя к ощущению присутствия в пейзаже, подражая искажению перспективы на большом пространстве вне фокусировки.
Во время работы выставки музей организует совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ Научно-Исследовательский Институт изучения жизни и творчества художницы. Работа НИИ представляет собой «Тотальную коллаборацию» между художником и окружающими, вовлекая в творческий процесс максимальное количество участников, каждый из которых может вносить свой вклад в создание произведения. НИИ состоит из двух частей: уже готовых коллабораций Филаретовой со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ (зины, плакаты, анимация, предметы дизайна) и параллельной программы, в рамках которой студенты будут создавать произведения внутри пространства выставки.