Все новости

Что нужно знать о Баухаусе. 9 карточек

Редакционный материал

В мире отмечают столетие немецкой школы строительства и художественного конструирования Баухаус. «Сноб» подготовил краткий гид по истории школы и ответил на вопрос, почему Баухаус для нас по-прежнему важен

13 августа 2019 18:06
640.jpg
Фото: Пресс-служба ТЦ "Авиапарк"
1

Где, когда и почему появился Баухаус?

В начале XX века бешеными темпами развивалась промышленность. Возник конфликт между искусством и технологиями: основатели Баухауса считали, что пышная каноническая архитектура и искусство не соответствуют реалиям их жизни.

Высшая школа строительства и конструирования Баухаус была образована в апреле 1919 года в немецком городе Веймар. Ее манифест провозглашал архитектуру ведущим направлением, а прикладные и изящные искусства уравнивал. В Баухаусе считали, что новое искусство воспитает нового человека и станет дорогой в счастливое будущее для всего человечества. Поэтому много внимания уделялось проектированию массового типового жилья, где высокие стандарты жизни должны быть доступны всем слоям населения.

2

Кто руководил школой?

Всего у школы было три директора. Первый, Вальтер Гропиус, придумал систему обучения, где сначала ученики становились художниками, потом дизайнерами, а затем архитекторами. Он привлек в школу блестящих преподавателей, в том числе Василия Кандинского и венгерского художника Ласло Мохой-Надя. Второй руководитель, Ханнес Майер, наладил коммерческое производство светильников и обоев дизайна Баухауса. Третий, Людвиг Мис ван дер Роэ, сделал школу преимущественно архитектурной.

3

Как учились в Баухаусе?

Начнем с того, как в Баухаус попадали:

«При наличии свободных мест в школу принимается любой человек с незапятнанной репутацией, независимо от пола и возраста, если Совет мастеров признает достаточной его подготовленность. Плата за обучение — 180 марок в год…»

В школе считали, что искусству обучить нельзя, но ремеслу — можно. Занятия проходили в мастерских, экспериментальных лабораториях и ателье. В правилах было написано: «Школа — служанка мастерской и рано или поздно в ней растворится. Поэтому в Баухаусе нет учителей и школьников. А есть мастера, подмастерья и ученики».

Программа состояла из трех курсов. На подготовительном давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов. Затем шел практический курс — занятия в мастерских. Дальше работали на строительной площадке. Историю искусства преподавали как можно позже, чтобы предотвратить слепое копирование других архитектурных стилей.

Обязательными условиями были: творческое отношение к учебе, отказ от клише, выполнение коммерческих заказов, совместная работа с мастерами, подготовка масштабных утопических проектов на будущее.

Студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, раскрашивали статуи Гёте и Шиллера.

4

Как принципы Баухауса выражались в архитектуре?

Рассмотрим на двух примерах.

Первое здание, созданное Баухаусом, — Haus am Horn в Веймаре 1923 года. Авторы — педагог Георг Мухе, несколько специалистов из архитектурного бюро Вальтера Гропиуса и сами студенты. Их целью было создать идеальное пространство для семьи из трех-четырех человек с садом и детской площадкой. Получился высокотехнологичный по тем временам дом с прачечной и центральным отоплением, элементарной формы «квадрат в квадрате», без декора. Его в городе классического наследия, конечно, не оценили.

После переезда в Дессау школе понадобилось новое здание. Его спроектировал Вальтер Гропиус. Оно объединило учебные классы, мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей построили отдельные дома. Интерьеры, мебель, утварь, рисунки тканей конструировали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы. Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцпол. Там же устраивали театр. Стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.

5

Почему прогрессивная школа закрылась спустя 14 лет?

Многие преподаватели и студенты Баухауса открыто придерживались левых взглядов. На этой почве у них были постоянные конфликты с правительством. Сначала в Тюрингии, затем, когда школа в 1925 году переехала в Дессау, с местными властями — те видели в Баухаусе рассадник коммунизма. Школа закрылась в 1933 году с приходом к власти национал-социалистов.

О том, как Баухаус выживал в условиях прессинга и менял художественный фон Веймарской Германии, расскажет историк, научный сотрудник и куратор ГМИИ им. А. С. Пушкина Данила Булатов на лекции 18 августа.

6

Почему в Тель-Авиве Баухауса больше, чем в Веймаре и Дессау?

В 1933 году, когда школа была закрыта нацистским правительством, значительная часть архитекторов-евреев эмигрировала из Германии в Палестину. Тель-Авив стал идеальным местом для экспериментов: рост населения, нехватка жилья и национальный подъем накладывались на отсутствие исторического градостроительного бэкграунда.

Так появился «Белый город» — 3000 зданий адаптированного под местные климатические условия Баухауса. Из-за постоянного солнца и жары архитекторам пришлось отказаться от ленточного остекления в пользу создающих тень патио и аркад. Для дополнительной вентиляции проектировались балконы и мешрабии, выступы и ниши. Здания покрывались белой штукатуркой, чтобы меньше притягивать солнечные лучи.

Узнать больше о «Белом городе» можно на лекции историка архитектуры и куратора проекта «Эрмитаж 20/21» Ксении Малич 14 августа.

7

Есть ли Баухаус в Москве?

Архитектуры Баухауса в полном смысле слова в Москве нет. Главные мастера школы работали не в столице, а в строившихся в 20–30-х годах промышленных городах. Но кое-где Баухаус оставил след.

Идеологически с Баухаусом связан Кузнецовский корпус МАРХИ на Рождественке, 11. С 1920-го по 1926 год здесь располагались Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС), колыбель советского авангарда. Все обучение во ВХУТЕМАСе сводилось к поиску радикально нового, передового. Те же цели преследовал Баухаус, да и программа была схожа.

Мастер Баухауса Хиннерк Шепер проектировал колористические решения для квартир-ячеек дома Наркомфина на Новинском бульваре, 25. В школе Шепер руководил малярной мастерской, а в Москву его пригласили работать по контракту в 1930 году. Сейчас дом Наркомфина находится на реставрации. Ей руководит потомок главного архитектора дома Алексей Гинзбург, который прочитает лекцию о советском авангарде 21 августа.

Архитекторы советского авангарда, как и мастера Баухауса, пытались воспитать нового человека для светлого будущего. О том, чем закончился этот эксперимент у нас, расскажет куратор Центра авангарда и галереи «На Шаболовке» Александра Селиванова на лекции 16 августа.

8

Почему Баухаус актуален сегодня?

Ученики школы могли делать едва ли не всё: от создания мебели своими руками до продюсирования спектаклей. Этот междисциплинарный подход в обучении вырос в современное мультимедийное искусство. О том, как Баухаус повлиял на Дэвида Боуи, перформанс и мэппинг, будет рассказывать Ирина Кулик 17 августа. Ирина — автор курса «Несимметричные подобия» в музее «Гараж».

Мебель и предметы декора, спроектированные мастерами и учениками школы, до сих пор производятся европейскими фабриками. Вбейте в поисковик Bauhaus Lamp или кресло «Василий», и вы поймете, что эти вещи вы уже где-то видели.

Едва ли не Баухаус в чистом виде — это ИКЕА с их установкой производить простую, качественную и функциональную мебель для всех. ИКЕА тоже подключилась к дням Баухауса: 22 августа будет лекция о том, как их дизайн связан с идеями школы.

Идеи Баухауса сначала трансформировались в архитектуру модернизма, а затем — в современную архитектуру. Посмотрите на дома, в которых мы живем, и места, где мы отдыхаем. Функционализм, простые формы, отсутствие декора, большие площади остекления, эксплуатируемая крыша и одинаково комфортные для всех людей условия в каждой новой многоэтажке — не об этом ли мечтали основатели Баухауса?

9

Что посмотреть по теме?

Beat Film Festival покажет «Рамс» 24 августа. Это документальный фильм о немецком дизайнере Дитере Рамсе, саундтреки к которому написал Брайан Ино из Roxy Music.

Рамс закончил Высшую школу формообразования в Ульме. Ее основал выпускник Баухауса, архитектор и художник Макс Билл в конце 40-х. Дитер Рамс сделал кнопки на радиоприемнике выпуклыми, крышку винилового проигрывателя — прозрачной, а ручку фена расположил под углом, чтобы было удобнее сушить волосы сзади. Он считал, что в мире слишком много ненужных вещей и дизайн — это серьезно.

Чтобы лучше понять Баухаус и архитектуру в целом, Beat Film Festival также рекомендует посмотреть «Дух Баухауса», «Архитектуру бесконечности», «Венецианский синдром», «Человеческий масштаб», «Гражданин Джейн: Битва за Нью-Йорк» и «Бесконечное счастье».

Все мероприятия, упомянутые в статье, в одном месте: aviapark.com/bauhaus.

Подготовила Лина Цесис

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий