Что посмотреть на выставке «Владимир Маяковский: "Я — рекламист"»
Не иначе у автора «Флейты-позвоночника» в сутках было по 50 часов, ведь успевал Владимир Маяковский решительно все. Сочинять стихи, сниматься в кино и даже создавать рекламные плакаты. О коммерческой деятельности поэта рассказывает выставка «Владимир Маяковский: "Я — рекламист"» в Подземном музее парка «Зарядье». «Сноб» изучил самые интересные предметы экспозиции
Лубочная открытка «Глядь-поглядь, уж близко Вислы…»
В годы Первой мировой войны поэт участвовал в работе издательства «Сегодняшний лубок». Его коллегами были Аристарх Лентулов и Казимир Малевич. В общей сложности они создали 23 листа, и практически к каждому из них поэт сочинил стихи. А к некоторым и сам создавал карикатуры. Поднимающие боевой дух работы издательства «Сегодняшний лубок» едко высмеивали врагов Российской империи.
Рекламный плакат Моссельпрома «Столовое масло»
Вместе с Александром Родченко Владимир Маяковский создал агентство «Реклам-конструктор». Они придумывали рекламу для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других объединений. Поэт своей работы ничуть не стеснялся, считая ее такой же важной, как и стихи. «Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи», — считал он. Один за другим появлялись плакаты, призывающие советских граждан покупать галоши, черный и ситный хлеб, папиросы, масло, детские соски.
Фотографии 1910–1920-х годов
Документальная фотохроника словно путешествие по бурной жизни поэта. Здесь его выступления, совместные кадры с друзьями и коллегами, в том числе с Александром Родченко. Есть среди них и фотография Маяковского в окружении молодежи середины 1920-х годов. Рядом с поэтом стоит вихрастый молодой человек, Федор Тарасов, тогда — радиолюбитель, электротехник мастерских Московского отдела народного образования Моссовета. Спустя несколько лет он будет устанавливать радио во МХАТе и Театре Вахтангова, а еще отвечать за обеспечение радиосвязью Москвы во время больших мероприятий.
Плакат «Окно Главполитпросвета» №303 «Отчего больны эти люди?»
Поэт создавал не только рекламу промтоваров, но и пропагандировал соблюдение гигиены. На то у него были личные причины: его отец умер от заражения крови. С детских лет и до конца жизни Маяковский боялся бактерий. Он был невероятно брезглив: не прикасался к дверным ручкам или перилам, проверял, насколько чистую посуду ему подают, и на всякий случай ее протирал и мыл руки при любом удобном случае. Поэтому призывы вроде «Каждый день обязательно подметай пол тщательно» и «А входя в дом с дороги, вытирай ноги» Маяковский сочинял совершенно искренне.
Эскиз плаката Мосполиграфа
Реклама двигала молодую советскую торговлю: разнообразные тресты продвигали свои товары с помощью броских плакатов, над которыми работал Маяковский. Например, для Мосполиграфа он вместе с Александром Родченко придумал не меньше десятка разных реклам. На плакате «Печать — наше оружие» легко узнать логотипы главных газет того времени: «Правды», «Известий», «Гудка» и других.
Фрагменты кино «Закованная фильмой»
Маяковский успевал буквально все: писать стихи, сочинять рекламу, выступать и даже сочинять сценарии. С кино у него был серьезный роман: поэт дебютировал на экране в 1914 году в картине «Драма в кабаре футуристов №13», а еще через четыре года — в экранизации «Учительницы рабочих» Эдмондо де Амичиса. Режиссер Евгений Славинский снял этот фильм по сценарию Маяковского и отдал ему главную роль. После «Барышни и хулигана» следующей картиной с его участием должна была стать «Закованная фильмой». Это история о Художнике, который обладает даром видеть саму суть людей. Они, как выясняется, питают интерес только к приземленным вещам вроде денег и модных нарядов. И только Балерина, которая однажды сходит с экрана, кажется главному герою настоящей. В главных ролях Маяковский видел, конечно же, себя и Лилю Брик. А режиссером стал Никандр Туркин. Персонажем он был интересным: домашний учитель Максимилиана Волошина, автор фильмов с участием Александра Вертинского и Давида Бурлюка, разглядевший талант Веры Холодной. Но процесс работы над «Закованной фильмой» складывалось не ахти. Маяковский остался недоволен тем, как Туркин переосмыслил его сценарий, ничего не оставив от первоначальной идеи, — в итоге получилась скучная мелодрама.
Выставка «Владимир Маяковский: "Я — рекламист"» открыта до 27 августа.
Автор: Анна Попова