Владимир Маяковский,  Казимир Малевич. Плакат «Глядь-поглядь, уж близко вислы!...», 1914 год
Владимир Маяковский, Казимир Малевич. Плакат «Глядь-поглядь, уж близко вислы!...», 1914 год Фото: Музей «Новый Иерусалим»

Лубочная открытка «Глядь-поглядь, уж близко Вислы…» 

В годы Первой мировой войны поэт участвовал в работе издательства «Сегодняшний лубок». Его коллегами были Аристарх Лентулов и Казимир Малевич. В общей сложности они создали 23 листа, и практически к каждому из них поэт сочинил стихи. А к некоторым и сам создавал карикатуры. Поднимающие боевой дух работы  издательства «Сегодняшний лубок» едко высмеивали врагов Российской империи.

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат Моссельпрома «Столовое масло», 1923 год
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат Моссельпрома «Столовое масло», 1923 год Фото: Государственный музей В.В. Маяковского

Рекламный плакат Моссельпрома «Столовое масло»

Вместе с Александром Родченко Владимир Маяковский создал агентство «Реклам-конструктор». Они придумывали рекламу для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других объединений. Поэт своей работы ничуть не стеснялся, считая ее такой же важной, как и стихи. «Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи», — считал он. Один за другим появлялись плакаты, призывающие советских граждан покупать галоши, черный и ситный хлеб, папиросы, масло, детские соски.

Владимир Маяковский среди молодежи, 1920-е годы
Владимир Маяковский среди молодежи, 1920-е годы Фото: Мультимедиа арт музей

Фотографии 1910–1920-х годов 

Документальная фотохроника словно путешествие по бурной жизни поэта. Здесь его выступления, совместные кадры с друзьями и коллегами, в том числе с Александром Родченко. Есть среди них и фотография Маяковского в окружении молодежи середины 1920-х годов. Рядом с поэтом стоит вихрастый молодой человек, Федор Тарасов, тогда — радиолюбитель, электротехник мастерских Московского отдела народного образования Моссовета. Спустя несколько лет он будет устанавливать радио во МХАТе и Театре Вахтангова, а еще отвечать за обеспечение радиосвязью Москвы во время больших мероприятий.

Владимир Маяковский, Михаил Черемных. Двенадцатичастный плакат «Окно Главполитпросвета» №303 «Отчего больны эти люди?»
Владимир Маяковский, Михаил Черемных. Двенадцатичастный плакат «Окно Главполитпросвета» №303 «Отчего больны эти люди?» Фото: Российский музей медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Плакат «Окно Главполитпросвета» №303 «Отчего больны эти люди?»

Поэт создавал не только рекламу промтоваров, но и пропагандировал соблюдение гигиены. На то у него были личные причины: его отец умер от заражения крови. С детских лет и до конца жизни Маяковский боялся бактерий. Он был невероятно брезглив: не прикасался к дверным ручкам или перилам, проверял, насколько чистую посуду ему подают, и на всякий случай ее протирал и мыл руки при любом удобном случае. Поэтому призывы вроде «Каждый день обязательно подметай пол тщательно» и «А входя в дом с дороги, вытирай ноги» Маяковский сочинял совершенно искренне.

Владимир Маяковский, Александр Родченко, Варвара Степанова.
Эскиз рекламного плаката Мосполиграфа
Владимир Маяковский, Александр Родченко, Варвара Степанова. Эскиз рекламного плаката Мосполиграфа Фото: Государственный музей В.В. Маяковского

Эскиз плаката Мосполиграфа 

Реклама двигала молодую советскую торговлю: разнообразные тресты продвигали свои товары с помощью броских плакатов, над которыми работал Маяковский. Например, для Мосполиграфа он вместе с Александром Родченко придумал не меньше десятка разных реклам. На плакате «Печать — наше оружие» легко узнать логотипы главных газет того времени: «Правды», «Известий», «Гудка» и других.

Л.Ю. Брик и В.В. Маяковский в фильме «Закованная фильмой», 1918 год
Л.Ю. Брик и В.В. Маяковский в фильме «Закованная фильмой», 1918 год Фото: Государственный музей В.В. Маяковского

Фрагменты кино «Закованная фильмой»

Маяковский успевал буквально все: писать стихи, сочинять рекламу, выступать и даже сочинять сценарии. С кино у него был серьезный роман: поэт дебютировал на экране в 1914 году в картине «Драма в кабаре футуристов №13», а еще через четыре года — в экранизации «Учительницы рабочих» Эдмондо де Амичиса. Режиссер Евгений Славинский снял этот фильм по сценарию Маяковского и отдал ему главную роль. После «Барышни и хулигана» следующей картиной с его участием должна была стать «Закованная фильмой». Это история о Художнике, который обладает даром видеть саму суть людей. Они, как выясняется, питают интерес только к приземленным вещам вроде денег и модных нарядов. И только Балерина, которая однажды сходит с экрана, кажется главному герою настоящей. В главных ролях Маяковский видел, конечно же, себя и Лилю Брик. А режиссером стал Никандр Туркин. Персонажем он был интересным: домашний учитель Максимилиана Волошина, автор фильмов с участием Александра Вертинского и Давида Бурлюка, разглядевший талант Веры Холодной. Но процесс работы над «Закованной фильмой» складывалось не ахти. Маяковский остался недоволен тем, как Туркин переосмыслил его сценарий, ничего не оставив от первоначальной идеи, — в итоге получилась скучная мелодрама.

Выставка «Владимир Маяковский: "Я — рекламист"» открыта до 27 августа.

Автор: Анна Попова