Елизавета Лихачева
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Елизавета Лихачева

Из миграционной службы в музей

В начале своей карьеры Елизавета Лихачева была далека от сферы культуры: в 2000-е годы она училась на юриста в Московском университете МВД, а затем несколько лет работала в Федеральной миграционной службе.

В 2006 году Елизавета Лихачева стала сотрудником Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Первые годы работы она провела в архивах — Лихачева готовила новые экскурсии и занималась переписью экспонатов. «Архивы и фонды музея пополнялись весьма хаотично, учетная документация не приводилась к единому образцу. 35 сотрудников хранят миллион экспонатов», — вспоминала Елизавета Лихачева в одном из интервью. 

Битва за дом Мельникова

В 2014 году Елизавета Лихачева получила диплом искусствоведа в МГУ и сразу же стала заместителем директора Музея архитектуры им. А. В. Щусева. В том же году случился скандал: из дома Мельникова — филиала Музея архитектуры выселили внучку архитектора, Екатерину Каринскую. Ответственной за это решение считают Лихачеву. Музей же ссылается на завещание Мельникова и говорит, что открыть пространство для людей просил сам архитектор.

С 2014 года по дому Мельникова ежедневно стали водить экскурсии, а в 2021-м Музей архитектуры объявил о реставрации здания — начать ее планируют в 2023 году. Для более точного воссоздания первоначального вида специалисты будут изучать архивные документы. В музее хотят укрепить стены и восстановить надпись «Константин Мельников архитектор» над витражом на главном фасаде.

При назначении Елизаветы Лихачевой на должность директора Пушкинского музея в Министерстве культуры выделили изменения в доме Мельникова как ее наиболее яркий проект.

Петиция против назначения Лихачевой на пост директора

Переход на должность директора Музея архитектуры в 2017 году также был скандальным. Сотрудники музея распространили открытое письмо против назначения Елизаветы Лихачевой на руководящую должность. Авторы петиции говорили, что Лихачева на тот момент не успела заслужить научного авторитета и была малоизвестна в архитектурных кругах и среди музейщиков. Письмо тогда поддержали около тысячи сотрудников различных музеев.

Новоизбранный директор музея им. А. В. Щусева отвергла обвинения в некомпетентности. В качестве доказательств она напомнила, что подготовила два курса лекций и занималась другими проектами. 

Мнения о Лихачевой в профессиональных кругах разделились. «Елизавета Лихачева, которая занимала самую агрессивную и неприличную позицию в ситуации с домом Мельникова, стала директором. <...> С одной стороны, действительно нужно разобрать фонды и создать постоянную экспозицию — эта идея фигурировала и в концепциях других соискателей. Но с другой — как эту задачу будет реализовывать человек, против которого настроена основная научная часть музея?» — говорила в 2017 году Александра Селиванова, руководитель центра авангарда на Шаболовке. 

Другие же считали, что именно Лихачева способна развивать музей. «Приход Елизаветы ознаменован тем, что будут созданы новые структуры, новые ученые советы, заново поставлены задачи на реконструкции и нарушение статус-кво старого коллектива. Я на стороне прогресса: чем быстрее приступят к новым планам, тем лучше», — рассказывал Антон Белов, директор музея современного искусства «Гараж». 

Работу в музее новый директор начала с решения управленческих вопросов. «Был проведен внутренний аудит. А дальше началось формирование команды, и если с искусствоведами проблем не было, то хорошего прораба найти невозможно», — рассказывала Лихачева в 2019 году. 

При Елизавете Лихачевой количество посетителей Музея архитектуры увеличилось в четыре раза: с 27 до 110 тысяч человек. Кроме того, с 2017 года там провели несколько крупных выставок: «Архитектура стадионов», «Мельников/Melnikoff» и другие.  

Что будет с Пушкинским?

О смене руководителя Пушкинского музея заговорили еще в феврале 2023 года, но заявление на увольнение Марина Лошак написала 20 марта. Перед этим руководство также сменилось в Третьяковской галерее и Русском музее. «Их смена вполне объяснима. Вероятно, в Минкульте провели аудит и оценили деятельность директоров — одних оставили на своем месте, других повысили, а с кем-то распрощались. На ситуацию с Мариной Лошак повлияла история Морозовской коллекции, которую было сложно вернуть в Россию с европейской выставки», — рассказала «Снобу» искусствовед, автор телеграм-канала «ку-ку» Ксения Коробейникова.

«Лихачева — блестящий искусствовед, прекрасный музейный управленец со своей стратегией, тактикой и жесткой позицией. При этом она очень дипломатична. Вероятнее всего, она как грамотный управленец проведет аудит — финансовый, материальный и человеческий», — добавила Коробейникова.

Сейчас же Елизавета Лихачева только готовится вступить на новую должность и говорить о конкретных планах отказывается. «Мне надо понять, что происходит сейчас в Пушкинском музее. Для меня Пушкинский музей, как и для всех, кто находится снаружи музея, я вижу только внешнюю часть», — рассказывает Лихачева. Она также собирается посетить все филиалы музея и предлагает отреставрировать главное здание — «оно давно и безнадежно нуждается в реконструкции».

Подготовил Петр Бузлаев