Любовь Аксенова
Фото: Николас Ефимцев
Любовь Аксенова

Я прочитала сценарий первой «Почки» на карантине, когда прилетела в Чехию на съемки фильма «Нюрнберг» Николая Лебедева. Помню, что во время прочтения возникало ощущение диссонанса: вроде нужно плакать, а я смеюсь. Это меня поразило и восхитило одновременно. Почувствовала желание сыграть в сериале, хотя, не скрою, присутствовал страх: поймут ли такой сюжет зрители? Приемлемо ли говорить о смерти и поиске донора таким образом?

Люблю говорить, что Наташа Кустова воспринимает мир как компьютерную игру. Причем игра однопользовательская. Но во втором сезоне, неожиданно для Наташи, в этой игре появляется второй герой, который мешает ей спокойно жить. Интересно, как она будет справляться с незнакомым до этого чувством, бьющимся в груди. Продолжение заходит на другую территорию: каково это, когда человек, уверенный, что весь мир существует только для него, понимает, что это не так?

Кадр из сериала «Почка»
Фото: KION
Кадр из сериала «Почка»

Во втором сезоне «Почки» сюжет станет сложнее. У Наташи останется задача найти орган, но если в первом сезоне героиня спасает собственную жизнь, то в продолжении она начинает искать почку из страха перед смертью другого человека. В результате увеличивается количество почек, которые ей нужно найти.

У меня есть точки пересечения с Наташей. Также черты Кустовой есть у некоторых моих знакомых. У них я подсмотрела кое-что для образа. В итоге Кустова — это собирательный и утрированный персонаж. Ей свойственны мимикрия и перевоплощения. Это нас объединяет. Но при этом у Наташи есть безразличие, которое позволяет ей совершать любые поступки. Я люблю говорить про нее: «ничего святого». Ограничений у нее нет. А вот у меня они есть — мне свойственно присутствие оценивающего наблюдателя, который говорит «нет, это делать безнравственно». И я его слушаю.

Я понимаю, что Наташа не такая плохая, как кажется зрителю. Во многом ее поведение обусловлено ее окружением. Иными словами, есть причины такого поведения. Я не уверена, что здесь нужно говорить о коллективной вине, но сама среда породила такую личность, как Кустова. Воспитание — ключ к жизни любого человека, причем в сериале наглядно показано, что этот процесс идет постоянно. Общество, культура и события нас воспитывают. Поэтому так важно видеть это и понимать, что и как формирует нас, и что и как формируем мы.