«Это способ вернуться в прошлое». Зачем сняли продолжение «Папиных дочек» и каким будет новый сериал
18 сентября на телеканале СТС и онлайн-платформе START выходят первые серии проекта «Папины дочки.Новые». В работе над ним принимали участие актеры из оригинального сериала: Мирослава Карпович, Лиза Арзамасова и Екатерина Старшова. О чем будут новые «Папины дочки» — в материале «Сноба»
18 сентября в онлайн-кинотеатре START и на телеканале СТС выйдут первые эпизоды сериала «Папины дочки. Новые». Его сюжет продолжает события из оригинального шоу 2007 года, которое закончилось 10 лет назад. К работе над проектом вернулись почти все создатели первых «Папиных дочек»: от автора идеи и продюсера Вячеслава Муругова до режиссера Александра Жигалкина. В сериале появятся как новые героини, так и уже повзрослевшие «дочки» — создатели подтвердили участие Мирославы Карпович, Лизы Арзамасовой и Екатерины Старшовой. На экраны также вернутся и другие участники первоначального каста: например, отец семейства Сергей Васнецов в исполнении Андрея Леонова и секретарь Тамара, которую сыграла Татьяна Орлова.
Первый российский ситком
В начале 2000-х в самом разгаре была эпоха адаптаций, вспоминает в разговоре со «Снобом» продюсер Вячеслав Муругов. На российском телевидении тогда один за другим появлялись отечественные версии зарубежных, преимущественно американских сериалов. «Счастливы вместе» повторяли культовый ситком «Женаты с детьми», а «Моя прекрасная няня» — «Няню» от CBS. «Папины дочки» выделялись тем, что сценарий для проекта был написан с нуля и отталкивался от российских реалий. Сегодня сериал даже называют первым оригинальным отечественным ситкомом, хотя, по словам сценариста проекта Виталия Шляппо, это скорее преувеличение.
«За 10 лет до “Дочек” уже выходили сериалы “Клубничка”, “Ребята”. Были и другие многосерийные комедийные проекты, названия которых я сейчас уже не вспомню. Но все эти сериалы были только предтечей, они не смогли закрепить жанр ситуационной комедии на телевидении. И в этом смысле, да, “Папины дочки” — первый большой оригинальный ситком в России», — говорит Шляппо «Снобу».
Работать без ориентира на первоисточник создателям «Папиных дочек» было одновременно и проще, и сложнее, чем авторам адаптаций, замечает сценарист. «С одной стороны, нам не приходилось втискивать в рамки российской действительности ситуации из жизни американцев. Мы рассказывали про себя — и это, конечно, было намного проще. С другой — никакой сюжетной основы у нас не было, все события придумывались с нуля — а это требует значительно больше времени и сил», — поясняет Шляппо. По мнению сценариста, оригинальные «Папины дочки» технически были сделаны просто, но цепляли зрителя благодаря сценарию и удачному кастингу.
Актеров на главные роли создатели проекта отбирали тщательно и долго. На роль отца изначально пробовался Александр Цекало, но в его исполнении персонаж был «слишком характерным», больше походил на сурового отца, чем на мягкого папу, вспоминает Вячеслав Муругов. Самой последней к касту сериала присоединилась Мирослава Карпович, сыгравшая старшую дочь из семьи Васнецовых, Машу. Долгое время на эту роль была утверждена другая актриса, но на фокус-группах зрители плохо понимали, кем она приходится остальным персонажам, и принимали девушку за «папину любовницу» — внешность не соответствовала возрасту героини.
Какими будут «Папины дочки. Новые»
После продолжительного перерыва на экраны в обновленном формате уже возвращались многие зарубежные сериалы, например «Твин Пикс» в 2017 году и «Секс в большом городе» под новым названием «И просто так…» в 2021-м. Особенно популярны в последние несколько лет стали так называемые «реюнионы». Это могут быть как документальные фильмы, где весь каст культового проекта собирается вместе и вспоминает детали создания проекта, так и полноценный новый сезон или даже отдельный сериал, где зрителю показывают, что стало с героями в будущем.
Среди российских сериалов «Папины дочки. Новые» — первый случай, когда известный проект вернулся на ТВ спустя целых 10 лет. Сценарист Виталий Шляппо подчеркивает, что это не реюнион, а абсолютно самостоятельное шоу, сюжет которого лишь косвенно отсылает к событиям оригинального сериала. «Это не прямое продолжение истории прежних героинь, а скорее спин-офф. Зритель будет следить за новой семьей, новыми “дочками”. Папой теперь станет Вениамин Васильев, он же Веник, — муж Даши, которая запомнилась зрителям готическим образом. Сюжет начинается с того, что Даша повторяет судьбу своей мамы и оставляет мужа с детьми. На Веника перекидывается проклятие семьи Васнецовых, и он остается один растить дочерей», — рассказывает Шляппо.
В новых «Папиных дочках» изменятся не только герои, но и обстоятельства их жизни. Мир сериала станет современнее, говорит «Снобу» режиссер проекта Александр Жигалкин. «За последние 10 лет сильно изменился, например, язык, на котором говорят дети в школе, — и мы этот момент отражаем. Мне лично на съемках пришлось выучить много слов, которых я прежде никогда даже не слышал».
По формату ситком будет сильно отличаться от того, каким зрители запомнили оригинальный проект. Тон шоу станет серьезнее, шутки больше не будут сопровождаться закадровым смехом, рассказывает Вячеслав Муругов. «В новом сериале прежней эксцентрики, карикатурности оригинала уже нет. Старые герои тоже станут немного другими — не только потому, что формат ситкома изменился, но и потому, что прошло время, они повзрослели и остепенились», — говорит Александр Жигалкин.
Возвращение сериала на экраны его создатели объясняют по-разному. Режиссер Александр Жигалкин считает, что это своевременный маркетинговый ход для привлечения новой аудитории на телеканал СТС: «Если история была популярна, почему бы ее не повторить? Тем более что сменилось поколение. Зрители оригинальных “Папиных дочек” выросли, у многих из них появились собственные дети. И семейная история из сериала стала им близка уже на совершенно другом уровне». В то же время Виталий Шляппо видит в продолжении проекта возможность укрыться от проблем и погрузиться в атмосферу беззаботных 2000-х. «Возвращение “Папиных дочек” для меня лично — один из способов вернуться в прошлое. Наше настоящее настолько сурово, что из него хочется сбежать. Физически это сделать невозможно, а ментально — можно попробовать», — считает сценарист.
Подготовил Егор Спесивцев