Во время спектакля «Сережа»
Фото: Дарья Кривицкая
Во время спектакля «Сережа»

«Сережа»

Гастроли «Золотой Маски в Красноярске» открылись постановкой «Сережа» от МХТ им. Чехова. Сережей в романе Льва Толстого зовут сына Анны и Алексея Карениных. «Но наш спектакль — это не “Анна Каренина”. Это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдаленным мотивам», — говорит о постановке режиссер Дмитрий Крымов.

От романа на сцене осталась мерцающая фабула про любовный треугольник и узнаваемые главные герои. Спектакль поставлен для зрителя, который помнит толстовский сюжет, и показывает то, чего в тексте нет напрямую. На обоих красноярских показах «Сережи» — аншлаги. В 2020 году у постановки было много номинаций на «Золотую маску» и две победы: «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая женская роль» — у Марии Смольниковой.

«Мария Смольникова на пресс-конференции рассказала, что хочет показать Анну Каренину не такой, как все привыкли: женственной и непосредственной, а где-то инфантильной, беззащитной. Ей удалось — я все это увидела! Для меня теперь это лучший образ Карениной из тех, что я видела», — поделилась впечатлениями одна из зрительниц.

Непривычно играет Вронского Виктор Хориняк — в его исполнении это не красавец-герой, а милый, восторженный очкарик, совсем мальчишка, если не сказать «маменькин сынок». Повсюду рядом княгиня Вронская, даже отвечает за него на вопросы, выгораживает. Артист родом из Минусинска Красноярского края, и здесь его считают своим, за его ролями — пока что больше в кино — зрители следят.

Но особенными эти показы «Сережи» стали благодаря тому, что роль Каренина впервые исполнил народный артист России Константин Хабенский. «Он очень волнуется, это серьезный ввод», — отметила на пресс-конференции генеральный директор национальной премии и фестиваля Мария Ревякина.

И Каренин получился! Не знающие о дебюте зрители и не заметили, что артист вошел в пространство спектакля совсем недавно.

Сцена спектакля «Сын»
Фото: Дарья Кривицкая
Сцена спектакля «Сын»

«Сын»

Декорации спектакля «Сын» Российского академического молодежного театра — порядка 20 тонн в двух контейнерах — приехали в Красноярск фурами. За два года они успели побывать в Воронеже, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, а сразу после отправились в Хабаровск. В общей сложности спектакль будет гастролировать по стране полтора месяца. В Красноярск из Москвы привезли даже свое световое оборудование — свет в спектакле сложный.

Непростой в нем и сюжет. Главный герой пьесы французского драматурга Флориана Зеллера — подросток, тяжело переживающий развод родителей. Они стараются, но не могут помочь. Депрессия, распавшиеся связи, суицид — зрителю предстоит увидеть довольно мрачную картину жизни.

«Красноярская публика внимательная, и зрители были готовы принимать участие в нашем спектакле. Это важно, поскольку для меня зритель всегда участник. Мне нравится ездить с “Сыном” по России: чем больше людей увидит наш спектакль, почувствует, про что эта история, тем лучше», — говорит актер Александр Девятьяров, лауреат «Золотой Маски» этого года в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Пьера.

Это первая постановка пьесы в России, и сразу — от Юрия Бутусова. Совсем скоро в Великобритании выходит фильм «Сын», который снял уже сам автор пьесы, Флориан Зеллер. Отца там сыграет Хью Джекман.

«Вечер современной хореографии»
Фото: Дарья Кривицкая
«Вечер современной хореографии»

«Вечер современной хореографии»

Комбинация одноактных балетов Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — это три постановки: KAASH хореографа Акрама Хана, «Маленькая смерть» Иржи Килиана и Autodance Шарона Эяль. За работу в Autodance Оксана Кардаш получила в 2022 году «Золотую Маску» в номинации «Балет-современный танец/женская роль».

На единственном хореографическом спектакле этого фестиваля первый ряд был занят солистами красноярской балетной труппы, участвующими в постановках с современной хореографией. Для них этот спектакль, говорят в красноярском Оперно-балетном, своего рода мастер-класс от московских коллег.

Вообще «Золотая маска» дает важный опыт не только актерам и зрителям, но и всем сотрудникам, принимающим гастроли на своих площадках. Большая часть показов фестиваля — «Сережа», «Сын» и «Вечера современной хореографии» — прошли в Театре оперы и балета им. Д. А. Хворостовского. Театр и сам каждый год организует международные фестивали, большие гастроли, приглашает звезд мировой оперы и балета, но такие проекты развивают, отмечает директор Светлана Гузий. «Оргкомитет “Золотой Маски” — команда опытных и знающих свое дело профессионалов. Работать с ними комфортно и познавательно, ведь в организационные процессы они привносят то, что мы у себя еще не делали или делали в ином формате. Например, public-talk, публичное интервью-беседа. У нас в театре этого не было, но теперь мы будем внедрять такой формат общения в наш диалог со зрителем».

Сцена спектакля «Коромысли»
Фото: Дарья Кривицкая
Сцена спектакля «Коромысли»

«Коромысли»

Красноярский театр им. Пушкина принимал на своих сценах спектакли из Новосибирска. На Камерной сцене прошли «Коромысли. Глава 1» и «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» Новосибирской лаборатории современного искусства — номинация «Маски» в «Эксперимент — 22». На большой сцене — «Тайм-аут» новосибирского театра «Красный факел».

Жанр двух глав «Коромыслей» создатели обозначили как аудиальный перформанс. «Потому что весь акцент — на слушании, — объяснила перед первым показом режиссер Полина Кардымон. — По сути, ты только ушами принимаешь весь этот опыт. Первая глава — общая, вводная, в ней мы рассказываем, какие были песни и связанные с ними традиции. Она веселенькая, будто рекламная, а вот вторая — более сложная, экзистенциальная. Создавая эти спектакли, мы работали с этнографами и выбирали песни из экспедиционных записей».

Три актрисы в паре метров от зрителя исполняют фольклорные колыбельные, погребальные, свадебные и «сезонные» песни. Не просто поют, а проживают, примеряют на себя каждую отраженную в песне традиционную практику, фиксируя свои ощущения и наблюдения в текстовых комментариях.

«Интересно, как через спектакли фестиваля проходит тема отцов и детей, — говорит Елена Южакова, заместитель директора департамента внешних связей EN+ group. — В “Сереже” на протяжении практически всего действия сын Карениных представлен в виде куклы. Это хорошо подчеркивает замысел режиссера: он как кукла, которую не видят родители, которая остается вне жизни матери, отца, отчима. О семейной драме — и постановка РАМТа “Сын”. “Коромысли” тоже говорят нам — точнее, поют — о семье, о жизни и смерти, о смене поколений. Это близко каждому из нас, но мы редко об этом говорим. Такие постановки заставляют остановиться в беге жизни и посмотреть на себя со стороны».

Сцена спектакля «Тайм-аут»
Фото: Дарья Кривицкая
Сцена спектакля «Тайм-аут»

«Тайм-аут»

Для театра «Красный факел» гастроли с «Маской» — четвертая поездка в Красноярск за год, и получилась она особенно «семейной»: две пары актеров приехали в Красноярск с детьми, актриса Влада Франк встретилась с родителями, а актеры Денис Ганин и Юлия Новикова, несколько лет работавшие в Красноярском крае, — с друзьями и знакомыми. Цветов, подарков и объятий после показа было в разы больше, чем обычно.

Но сначала — кропотливый монтаж и долгие репетиции, ведь бытовую историю Людочки по пьесе Марины Крапивиной режиссер Петр Шерешевский превратил в «кино». Театральная сцена стала лабиринтом-супермаркетом, который обживают персонажи. Крупные планы актеров выводятся в режиме онлайн на большой экран. Технически спектакль сделан сложно: видеосъемка встроена в сцены живого спектакля очень точно, и каждый раз приходится серьезно адаптировать все это к новой театральной площадке.

«У нас было два дня, чтобы поставить спектакль на площадку. Хоть сцена Театра Пушкина нам не чужая, но “Тайм-аут” настолько непросто сделан технически, что мы были в напряжении и оба дня активно репетировали, — рассказала актриса “Красного факела” Ирина Кривонос, номинантка “Золотой Маски — 22”. — Для меня очень важно, чтобы спектакль в Красноярске прошел хорошо, ведь Пушкинским театром сейчас руководит Олег Рыбкин, который раньше был главным режиссером нашего новосибирского “Красного факела”, и это он взял меня в труппу».

«Тайм-аут» в 2022 году участвовал в семи номинациях «Золотой Маски».

Проект «Золотая Маска в регионах» продолжается. В Красноярском крае «Маска» также побывала в Норильске и Лесосибирске, а лесосибирский театр «Поиск» со спектаклями «Мертвые души» и «Мертвые души. Том второй» в постановке Олега Липовецкого едет в Петрозаводск, Костомукшу и Череповец.

Автор Наталья Дубашинская