Исчезновение личности. О фестивальном хите «Корсаж»
29 сентября выходит «Корсаж» Мари Крейцер — фильм, получивший призы в Каннах, Лондоне и Сан-Себастьяне. Крейцер создала детальный психологический портрет императрицы, осознавшей ужас положения женщины, зависимой от мужчины. О том, как автор показывает человеческую драму в пышных декорациях, — в материале «Сноба»
Одним абзацем
«Корсаж» — это история про полностью зависимую от мужа женщину, оказавшуюся не у дел. Положение императрицы Австрии Елизаветы Баварской ухудшает ее статус: она не имеет права показывать свои чувства на публике, ей нужно всем видом утверждать, что она счастлива, что ее статус-кво после празднования 40-летия не изменился. На деле же ее списали со счетов, выкинули в мусорку для ненужных и нелюбимых жен. Но Елизавета хочет жить по своим правилам, хоть титул ей этого и не позволяет.
Подробно
Три раза в день по несколько апельсиновых долек, вечером — прозрачный бульон, иногда можно позволить себе постное мясо. Никакого картофеля, мучного и сладкого — это диета Елизаветы Баварской (Вики Крипс). Пока императрица Австрии была молодой, о ее красоте ходили легенды. Но вот ей исполнилось 40 лет (по меркам того времени наступил преклонный возраст). Теперь Елизавета — «старая женщина», и каждый человек из ее окружения не упускает возможности это подметить. Императрица продолжает морить себя голодом, потому что на ее осиную талию равняются дамы по всему миру.
Создательница «Корсажа» Мари Крейцер — малоизвестный австрийский режиссер, ее имя открыл миру Берлинский кинофестиваль в 2011 году, наградив «Безотцовство» второстепенным призом за лучший дебют. Предыдущую работу Крейцер «Земля под моими ногами» (2019) тоже показали в Берлине, но фильм никакими наградами не отметили. Понятно почему — она сняла клишированное кино о женщине, сходящей с ума из-за переработок. «Корсаж» тоже не открытие для кинематографа. Так и просятся два сравнения: с «Марией Антуанеттой» (2005, реж. София Коппола) и со «Спенсер» (2021, реж. Пабло Ларраин). Все три вольных байопика об известных монарших особах, страдающих от крайне неудачных браков и ужасов титула жены правителя, подразумевающего отказ от собственной личности ради служения стране. Но «Корсаж» в сравнении с обеими картинами — более строгий фильм, что понравится противникам китча («Мария Антуанетта») или критикам жеманной актерской игры («Спенсер»). Крейцер подробно показывает всего один год из жизни императрицы, постепенно теряющей желание жить.