Картина за 6 миллионов, рекордная посещаемость и нейросетевые технологии. Чем запомнился Cosmoscow 2023
1 октября в Москве завершилась международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Сколько человек посетили ЦВК «Экспоцентр», какие работы художников продали дороже остальных и о каких новых культурных тенденциях рассказали эксперты — в материале «Сноба»
С 29 сентября по 1 октября в Москве проходила ежегодная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Она стала самой посещаемой за всю историю проекта: познакомиться поближе с актуальной культурой пришли более 31 тысячи человек. Свои стенды на Cosmoscow 2023 представили 80 галерей со всей страны. Для сравнения: в прошлом году в ярмарке приняли участие только 72 галереи. Площадкой для проведения Cosmoscow 2023 вместо Гостиного Двора, где мероприятие проходило прежде, выбрали павильон «Форум» в ЦВК «Экспоцентр» возле делового центра «Москва-Сити».
Самым дорогим из проданных на ярмарке произведений оказалась работа Эрнста Неизвестного «В чреве Кроноса». Картину культового художника представила галерея «Веллум», она обошлась новому владельцу в 6 миллионов рублей. Второе и третье место в списке самых дорогих из проданных работ занимают «Композиция» Евгения Михнова-Войтенко из галереи pop/off/art — она стоила 4,5 миллиона рублей, и «Человеческий проект. Эпизод #74» Керима Рагимова из Marina Gisich Gallery, ушедший за 4,35 млн рублей.
«Ярмарка Cosmoscow 2023 прошла очень успешно. Галеристы и художники довольны, получилось продать много работ. Кроме того, мы установили абсолютный рекорд — за четыре дня ярмарку посетила 31 тысяча человек. Это больше, чем во все прошлые годы. Привлечь аудиторию безусловно помогла и индустриальная эстетика павильона "Форум" в "Экспоцентре", на площадке которого ярмарка проходила впервые.
В этом году на Cosmoscow были представлены многие знаковые работы авторов, которые уже вошли в историю современного искусства. Я говорю о Юрие Злотникове, Павле Пепперштейне, Иване Чуйкове, Никите Алексееве, Викторе Пивоварове и других. Ярмарка в очередной раз помогает привлекать внимание к работам молодых художников: Артема Филатова, Нади Лихогруд и Ольги Австрейх. Ждем новой ярмарки, наша команда уже начала подготовку к ней», — говорит «Снобу» Маргарита Пушкина, директор-основатель международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.
Кроме уже традиционных картин и экспозиций большое внимание на ярмарке уделили современному цифровому искусству: нейросетевым технологиям и NFT.
Например, предпоказ Cosmoscow 28 сентября открыла лекция «Как нейросети влияют на современное искусство и рекламу» от «евангелиста нейросетей» и экс-креативного директора «Яндекс Маркета» Данила Трабуна. В рамках своего выступления эксперт рассказал о самых запоминающихся случаях использования искусственного интеллекта в арт-сфере и рекламе, затронул этические и юридические вопросы, связанные с использованием новых технологий.
Лекция прошла на площадке специального проекта Cosmoscow 2023 от MR Group — в pop-up-кафе SLAVA. MR Group — одна из немногих российских девелоперских компаний, которая в своих проектах использует технологии нейросетей. По словам представителей MR Group, концепция кафе вдохновлена историей бренда SLAVA, а за разработку меню отвечал дуэт фуд-артистов Culina Studio. MR Group также представила проекты MOD и Symphony 34, каждый из которых реализован на стыке современной культуры и искусства. Стенд проектов посвящен теме ритма и динамики: это тотальная медитативная инсталляция из десятков метрономов, где зрителям предложили поразмышлять о гармонии времени, о его звучании, ритме и влиянии на человека.
На ярмарке также были представлены стенды «Искусство технологий» автомобильного бренда EXEED, «Цифровой сад Сбера», «Квартира Lunar» от девелоперской компании HUTTON , а также несколько проектов художницы Лидии Руссковой-Хасая от компании «СИБУР» и проект «Силуэт» 12 STOREEZ, который создала художница Аня Жёлудь при поддержке PA Gallery .
Несмотря на то что офлайн-ярмарка в ЦВК «Экспоцентр» завершилась, купить работы художников в онлайн-формате можно до 15 октября на платформе TEO by Cosmoscow.
Подготовила Ольга Обыденская