Киновед Николай Изволов: Происходящее перед объективом в «Истории гражданской войны» Дзиги Вертова — это реальная жизнь
13 октября в прокат выходит ранее утраченный фильм Вертова, который год назад восстановил киновед Николай Изволов. Премьера картины состоялась на голландском фестивале документального кино, и потом она объездила весь мир. Специально для «Сноба» Дмитрий Елагин поговорил с ученым о культурной, художественной и исторической ценности восстановленного фильма
Почему ваша реставрация фильма «История Гражданской войны» — это событие мирового масштаба?
Здесь сошлось сразу несколько интересных факторов. Первый: Дзига Вертов — самый известный и влиятельный в мире режиссер документального кино, с ним может побороться только американец Роберт Флаэрти. Второй: его лента посвящена последствиям революции, изменившей судьбы многих людей и стран. Третье: это большая находка для киноискусства — картина пропала более 100 лет назад, ее размонтировали на едва опознаваемые кадры и использовали для других документальных фильмов. Пройдет время, «История гражданской войны» перестанет быть сенсацией, но уже никуда не исчезнет, произведение останется невероятным свидетельством ушедшей эпохи, с его помощью ученые смогут сравнить написанное в книгах и сфотографированное с реально запечатленным на кинопленку. Поэтому реставрация «Истории Гражданской войны» важна как для обывателя, так и для научного сообщества.
До Второй мировой войны камеры были тяжелыми, их заранее устанавливали для съемок. Поэтому мне кажется, что в фильме некоторые сцены срежиссированы, и иногда люди знали, что их поймали в объектив. «История Гражданской войны» отражает реальность тех дней или, скорее, манипулирует действительностью?
Подтекст вашего вопроса в том, что настоящее изображение реальности дает только сиюминутная камера, которая вторгается вглубь жизни. Но именно Дзига Вертов был тем самым человеком, который впоследствии предложил подобное препарирование действительности. До него почти все снимали официальные мероприятия и события, имеющие точное место и время. Вертов же препарировал жизнь с этой тяжелой камерой (комплект мог весить семнадцать килограмм), со своими операторами проникал в места, где никто до него не снимал.
Происходящее перед объективом в «Истории Гражданской войны» — это реальная жизнь, схваченная в ее подлинности. Даже если люди оборачивались, слыша характерный треск, они зачастую не были готовы увидеть его и не понимали, что такое киноаппарат. Сейчас это может показаться постановочным, но тогда это и было приметами настоящей жизни. В случае с картиной Вертова мы не смотрим научно-популярный фильм про Гражданскую войну, — это авторское кино, где режиссер запечатлел события и сложил их, как смог. Это его личный опыт, его стремление к созданию новой поэтики и первый в мире выход к реальности при помощи киноаппарата.
Насколько я знаю, Дзига Вертов сам не снимал ранние фильмы, а посылал в экспедиции операторов. Расскажите, как создавалось такое кино?
Операторы выезжали на фронт и привозили в Москву материал. Потом Вертов вместе с монтажницами собирал из него киноленту. Он использовал эту структуру производства и в 1918 году, и в последующих работах.
Во время просмотра возникает еще один вопрос: для чего это кино было сделано?
«История Гражданской войны» делалась по заказу, ее должны были показать на Третьем конгрессе Коммунистического интернационала. К съезду планировалась большая кинопрограмма, все участники смотрели фильмы в специально оборудованных залах. Кстати, среди них была американская «Нетерпимость» (1916, реж. Дэвид Уорк Гриффит), переведенная на несколько языков. Анализируя программу тех кинопоказов, мы не находим ни одного упоминания об «Истории Гражданской войны». Дело в том, что во время конгресса Вертов ездил на машинах по Москве с передвижными киноустановками и показывал свое произведение обычным людям. Такое решение понятно: японец, немец или француз не знали действующих в фильме людей или географию событий, а советские люди всех узнавали. При этом не думаю, что «История Гражданской войны» пользовалась большим успехом у публики: незадолго до премьеры кончилась война, подавили Кронштадтское восстание, поэтому у людей были свежие воспоминания о трагедии. Мне кажется, что картина быстро потеряла актуальность для ее соотечественников, как ее теряют и другие документальные фильмы, став материалом для будущих документальных работ.
Возили ли «Историю Гражданской войны» на специальных агитационных поездах по регионам страны, выполнял ли он обучающую функцию?
Нет, после активной фазы Гражданской войны эти поезда перестали ездить. Они возили только полнометражный дебют Дзиги Вертова «Годовщина революции» (1918), благодаря которой люди могли наконец-то увидеть вождей новой страны. Когда начали выходить газеты с иллюстрациями, поезда остановились.
Кстати об историческом аспекте. В «Истории Гражданской войны» есть титр с безумной для современного зрителя фразой: «Партизанские отряды быстро пополнялись. Мобилизация татар в тылу у чехо-словаков…»
Гражданская война сильно перемешала людей, и мои западные коллеги сильно удивились, что в Советской России были какие-то чехо-словаки. На деле значительную часть страны захватил огромный чехо-словацкий корпус, именно они должны были охранять золотой запас России, захваченный в Казани. Корпус чехо-словаков растянулся от Волги до Тихого океана, это была серьезная вооруженная сила. Поэтому пришлось мобилизовывать в их тылу татар.
Давайте перейдем к техническим вопросам. Этот и предыдущий фильм Дзиги Вертова «Годовщина революции» отреставрировали вы: как это получилось?
С «Годовщиной революции» мне повезло: нашелся документ, где были обозначены все надписи. С «Историей Гражданской войны» ситуация другая: «Годовщину революции» тиражировали много раз для кинопоездов, а «Историю Гражданской войны», существовавшую, вероятно, в единственном экземпляре, демонстрировали только на передвижных киноустановках. Также у меня не было четкого литературного, покадрового описания картины, поэтому я потратил много времени на поиски нужных документов. Если на восстановление «Годовщины революции» ушло три недели, то на «Историю Гражданской войны» — два года. Это было очень интересно, мне пришлось примерить на себя роль криминалиста: я искал картину по маленьким фрагментам, по кадрам. К сожалению, в фильме есть некоторые потери, не хватает эпизода с Иосифом Сталиным в Царицыно. Это должен был быть экспериментальный этюд, где Вертов впервые смонтировал множество коротких кусков. Известно, что монтажницы отказывались соединять небольшие отрезки пленки для эпизода, помогла ему только Елизавета Свилова — его будущая жена и напарница.