Сцена из спектакля «Братья Карамазовы»
Сцена из спектакля «Братья Карамазовы» Фото: Виктор Васильев

«Братья Карамазовы», МДТ
Где:
Пермь
Когда: 7 и 8 октября

Текст одного из главных авторов русской литературы поставил корифей психологического театра Лев Додин. Он работал над спектаклем четыре года. На программке значится комментарий «‎пьеса Л. Додина по мотивам творчества Достоевского»‎. Так и есть: режиссер оставил ключевые сюжеты романа, но добавил цитаты из «Идиота»‎ и «Бесов». В музыкальном плане «Карамазовы» тоже дополнены: лейтмотивом звучит «Ода к радости» Бетховена — ее герои то напевают себе под нос, то поют акапелла на немецком и русском во весь голос. В противовес ей эти же актеры распевают разгульный романс Александра Гуриева «Морячок». Додин очищает роман Достоевского от излишней драмы и превращает в философский манифест.

Сцена из спектакля «Ходжа Насреддин»
Сцена из спектакля «Ходжа Насреддин» Фото: Ира Полярная

«Ходжа Насреддин», Театр Наций
Где:
Череповец
Когда: 21 и 22 октября

Базовый сюжет восточного фольклора стал материалом для дебюта Театра Наций в кукольном жанре. Главный герой постановки Ходжа Насреддин — это трикстер, путешествующий между мифическим и земным мирами. Его историю мы слышим в пересказе верного помощника и друга во всех приключениях — ишака. Сказочная атмосфера подкрепляется волшебными декорациями: звезды из арбузных семечек, ковер из сена, стены из мешков с зерном. У Бекмамбетова получился спектакль-притча, в котором можно угадать отсылки к русской литературе, мифам восточного мира и абсолютно бытовым, ежедневным ситуациям.

Сцена из спектакля «Последнее чаепитие»
Сцена из спектакля «Последнее чаепитие» Фото: пресс-служба

«Последнее чаепитие», Проект Ксении Михеевой
Где:
Новосибирск
Когда: 23 октября

«Спектакль вдохновлен Чеховым и жизнью» — говорится в аннотации к постановке. В «Последнем чаепитии» нет прямо узнаваемых чеховских сюжетов, от великого писателя здесь скорее метод. И если Антон Павлович собирал своих героев вокруг стола (или его отсутствия, что было знаком разрозненного общества), то хореограф и режиссер проекта Ксения Михеева помещает танцовщиков в аквариум, чтобы понаблюдать за ними как режиссер и дать такую же возможность зрителям. На сцене пластиковый куб, внутри и вокруг которого разворачиваются этюды. Цикличный сюжет — чаепитие, во время которого герои предаются бессмысленным разговорам и не замечают, как за ними проходит жизнь.

Сцена из спектакля «Обещание на рассвете»
Сцена из спектакля «Обещание на рассвете» Фото: Евгения Бабская

«Обещание на рассвете», Театр им. А. С. Пушкина
Где:
Сургут
Когда: 28 и 29 октября

Алексей Кузмин-Тарасов поставил спектакль по роману-автобиографии французского еврея Ромена Гари. В центре сюжета — непростые отношения сына и матери. «Обещание на рассвете» построен на партнерской работе Александры Урсуляк и Андрея Заводюка. За классику в спектакле отвечают отсылки к популярной культуре: актерская пародия на картину «Любительница абсента» Пабло Пикассо, французский шансон в музыкальном оформлении постановки. Театр Пушкина взял себе девиз «Новая жизнь традиций»: используя классические театральные приемы, команда спектакля оставляет место для современности. Время в спектакле не линейно, а литературная основа смешивается с реальными событиями и нынешним историческим контекстом.

Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь»
Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь» Фото: Александр Иваниши

«Сон в летнюю ночь», Театр «Мастерская П. Н. Фоменко»
Где:
Новокузнецк
Когда: 15 и 16 ноября

В этом спектакле достаточно много традиционного: текст Уильяма Шекспира, исторические костюмы и парики, комедийная любовная коллизия. Режиссеру спектакля Ивану Поповски удалось найти место историческому театру на современной сцене. «Сон в летнюю ночь» своеобразным образом возрождает театр времен английского классика, вбирая в себя пластические открытия английского режиссера Питера Брука и авторские находки Петра Фоменко. Пытливый ум режиссера нашел актуальное, живое в пьесе XVI века и помог прочувствовать это актерам, а они в свою очередь — зрителям.

Сцена из спектакля «Дорогой мистер Смит»
Сцена из спектакля «Дорогой мистер Смит» Фото: пресс-служба Театра «Приют комедианта»

«Дорогой мистер Смит», Театр «Приют комедианта»
Где:
Нижний Тагил
Когда: 14 ноября

Алексей Франдетти, трижды обладатель «Золотой Маски», поставил добрый и светлый мюзикл в стиле комиксов. В основе постановки не литературная классика, а современная бродвейская пьеса Джона Кейерда. По сюжету героиня Джудди Эббот выбирается из нищеты благодаря тайному помощнику. Девушка росла в приюте и вдруг получила стипендию на учебу в престижном колледже. Конечно же, не без подвоха: теперь она обязана писать письма своему благотворителю о новой жизни и не ждать на них ответа. У Франдетти получилась сказка с налетом детективного настроения. Постановка предназначена для семейного просмотра, и в ней каждый сможет найти свое: девичьи фантазии, мистические тайны, любовные мечты и веру в чудо.

Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии»
Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии» Фото: пресс-служба МТЮЗ

«Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии», Театр МТЮЗ
Где:
Санкт-Петербург
Когда: 21 и 22 ноября

Текст Шекспира здесь скорее отправная точка для режиссерского высказывания. Пьесу написал сам режиссер, Петр Шерешевский, под псевдонимом Семен Саксеев. «Вариации и комментарии» в названии настраивают зрителей на постмодернистский «беспредел», а жанр «театральное исследование» говорит о том, что от Шекспира в спектакле будут только общий сюжет и имена героев. Действие трагедии перенесено на рубеж «лихих» 90-х и «глянцевых» нулевых. Главные герои Ро и Джу — подростки, обнаруживающие родство душ через любовь к одному вкусу чипсов и фильмам Тарантино. И пусть предпочтения и одежда меняются с течением времени, театр продолжают интересовать вечные темы: конфликт отцов и детей, возможность безграничной любви и счастья в ней.

Автор: Елена Свиридова