Классика с нотами постмодерна. Что смотреть на «Золотой Маске» в регионах
Несмотря на то что «Золотая Маска» — главная национальная премия, в ней есть место не только классическим конвенциональным постановкам, но и новому прочтению классики, и эксперименту. Особенно разнообразны афиши региональных фестивалей. «Сноб» рассказывает, в каких городах «Золотая Маска» побывает до конца года и что стоит увидеть
«Братья Карамазовы», МДТ
Где: Пермь
Когда: 7 и 8 октября
Текст одного из главных авторов русской литературы поставил корифей психологического театра Лев Додин. Он работал над спектаклем четыре года. На программке значится комментарий «пьеса Л. Додина по мотивам творчества Достоевского». Так и есть: режиссер оставил ключевые сюжеты романа, но добавил цитаты из «Идиота» и «Бесов». В музыкальном плане «Карамазовы» тоже дополнены: лейтмотивом звучит «Ода к радости» Бетховена — ее герои то напевают себе под нос, то поют акапелла на немецком и русском во весь голос. В противовес ей эти же актеры распевают разгульный романс Александра Гуриева «Морячок». Додин очищает роман Достоевского от излишней драмы и превращает в философский манифест.
«Ходжа Насреддин», Театр Наций
Где: Череповец
Когда: 21 и 22 октября
Базовый сюжет восточного фольклора стал материалом для дебюта Театра Наций в кукольном жанре. Главный герой постановки Ходжа Насреддин — это трикстер, путешествующий между мифическим и земным мирами. Его историю мы слышим в пересказе верного помощника и друга во всех приключениях — ишака. Сказочная атмосфера подкрепляется волшебными декорациями: звезды из арбузных семечек, ковер из сена, стены из мешков с зерном. У Бекмамбетова получился спектакль-притча, в котором можно угадать отсылки к русской литературе, мифам восточного мира и абсолютно бытовым, ежедневным ситуациям.
«Последнее чаепитие», Проект Ксении Михеевой
Где: Новосибирск
Когда: 23 октября
«Спектакль вдохновлен Чеховым и жизнью» — говорится в аннотации к постановке. В «Последнем чаепитии» нет прямо узнаваемых чеховских сюжетов, от великого писателя здесь скорее метод. И если Антон Павлович собирал своих героев вокруг стола (или его отсутствия, что было знаком разрозненного общества), то хореограф и режиссер проекта Ксения Михеева помещает танцовщиков в аквариум, чтобы понаблюдать за ними как режиссер и дать такую же возможность зрителям. На сцене пластиковый куб, внутри и вокруг которого разворачиваются этюды. Цикличный сюжет — чаепитие, во время которого герои предаются бессмысленным разговорам и не замечают, как за ними проходит жизнь.
«Обещание на рассвете», Театр им. А. С. Пушкина
Где: Сургут
Когда: 28 и 29 октября
Алексей Кузмин-Тарасов поставил спектакль по роману-автобиографии французского еврея Ромена Гари. В центре сюжета — непростые отношения сына и матери. «Обещание на рассвете» построен на партнерской работе Александры Урсуляк и Андрея Заводюка. За классику в спектакле отвечают отсылки к популярной культуре: актерская пародия на картину «Любительница абсента» Пабло Пикассо, французский шансон в музыкальном оформлении постановки. Театр Пушкина взял себе девиз «Новая жизнь традиций»: используя классические театральные приемы, команда спектакля оставляет место для современности. Время в спектакле не линейно, а литературная основа смешивается с реальными событиями и нынешним историческим контекстом.
«Сон в летнюю ночь», Театр «Мастерская П. Н. Фоменко»
Где: Новокузнецк
Когда: 15 и 16 ноября
В этом спектакле достаточно много традиционного: текст Уильяма Шекспира, исторические костюмы и парики, комедийная любовная коллизия. Режиссеру спектакля Ивану Поповски удалось найти место историческому театру на современной сцене. «Сон в летнюю ночь» своеобразным образом возрождает театр времен английского классика, вбирая в себя пластические открытия английского режиссера Питера Брука и авторские находки Петра Фоменко. Пытливый ум режиссера нашел актуальное, живое в пьесе XVI века и помог прочувствовать это актерам, а они в свою очередь — зрителям.
«Дорогой мистер Смит», Театр «Приют комедианта»
Где: Нижний Тагил
Когда: 14 ноября
Алексей Франдетти, трижды обладатель «Золотой Маски», поставил добрый и светлый мюзикл в стиле комиксов. В основе постановки не литературная классика, а современная бродвейская пьеса Джона Кейерда. По сюжету героиня Джудди Эббот выбирается из нищеты благодаря тайному помощнику. Девушка росла в приюте и вдруг получила стипендию на учебу в престижном колледже. Конечно же, не без подвоха: теперь она обязана писать письма своему благотворителю о новой жизни и не ждать на них ответа. У Франдетти получилась сказка с налетом детективного настроения. Постановка предназначена для семейного просмотра, и в ней каждый сможет найти свое: девичьи фантазии, мистические тайны, любовные мечты и веру в чудо.
«Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии», Театр МТЮЗ
Где: Санкт-Петербург
Когда: 21 и 22 ноября
Текст Шекспира здесь скорее отправная точка для режиссерского высказывания. Пьесу написал сам режиссер, Петр Шерешевский, под псевдонимом Семен Саксеев. «Вариации и комментарии» в названии настраивают зрителей на постмодернистский «беспредел», а жанр «театральное исследование» говорит о том, что от Шекспира в спектакле будут только общий сюжет и имена героев. Действие трагедии перенесено на рубеж «лихих» 90-х и «глянцевых» нулевых. Главные герои Ро и Джу — подростки, обнаруживающие родство душ через любовь к одному вкусу чипсов и фильмам Тарантино. И пусть предпочтения и одежда меняются с течением времени, театр продолжают интересовать вечные темы: конфликт отцов и детей, возможность безграничной любви и счастья в ней.
Автор: Елена Свиридова