Антон Коломеец

Антон Коломеец
Фото: из личного архива
Антон Коломеец

«Свет» — вторая работа Антона Коломейца, выпускника мастерской Хотиненко во ВГИКе. В 2018-м он дебютировал в полном метре с драмой взросления «Ваш репетитор», не отмеченной большими наградами, но заслужившей похвалу критиков. Впрочем, первую известность Антону принесло участие в написании сценария к сериалу «Чики», одному из главных событий телесезона-2020. Сюжеты рождаются у Коломейца из образов. В случае с «Вашим репетитором» это был подглядывающий в приоткрытую дверь мальчик, в случае со «Светом» — юная девушка и взрослая женщина, которые вглядываются друг в друга через завесу времени. Фильм рассказывает историю социальной работницы Татьяны (одна из лучших ролей Елены Яковлевой), которой не дают покоя юношеские воспоминания о прерванной дружбе. На кинофестивале «Выборг» «Свет» был отмечен Главным призом и призом за лучший актерский состав.

Роман Михайлов

Кадр из фильма «Сказка для старых»
Фото: «Фрут Тайм»
Кадр из фильма «Сказка для старых»

Рождение Романа Михайлова как режиссера можно, пожалуй, назвать главным событием в российском авторском кино последних двух лет. Его биография причудлива в той же степени, что и его картины, в которых соединяются высмеянные приметы бандитских фильмов, индуистский мистицизм, отсылки к советскому кино и ощущение магической невероятности происходящего. Михайлов состоял в коммуне пятидесятников, сделал научную карьеру (профессура в РАН), жил в Индии, занимался танцами, опубликовал несколько романов и пьес, одна из которых была поставлена на сцене БДТ Андреем Могучим. После дебютного полного метра «Сказка для старых» он успел снять и выпустить еще четыре фильма («Снег, сестра и росомаха», «Наследие», «Отпуск в октябре»), и критики дружно заговорили о феномене Михайлова (нечто подобное несколько лет назад было с Вадимом Костровым).

Любовь Мульменко

Кадр из фильма «Фрау»
Фото: «Пионер»
Кадр из фильма «Фрау»

Мульменко много лет носила почетный титул одной из главных сценаристок российского авторского кино, работая с такими видными его фигурами, как Оксана Бычкова, Наталья Мещанинова и Нигина Сайфуллаева. В 2021-м она поставила первый фильм в качестве режиссера. Воздушный «Дунай», рассказывающий о попытке москвички раствориться среди залитых солнцем полей и лугов вечно веселой Сербии, был показан на ныне почившем «Кинотавре» и, несмотря на простительную для дебютанта неловкость вечно блуждающей камеры, получился картиной обаятельной. Ее второй фильм «Фрау», показанный на фестивале актуального кино «Маяк» в Геленджике, был куда более зрелым и продуманным. В центре его сюжета история отношений продавца в охотничьем магазине Вани (Вадим Королев) и балерины Пермского театра оперы и балета Кристины (Лиза Янковская), выполненная в драмедийных тонах. На «Маяке» «Фрау» наградили двумя призами — за лучший сценарий и главную женскую роль.

Малика Мусаева

Малика Мусаева
Фото: из личного архива
Малика Мусаева

Выпускница знаменитого нальчикского курса Александра Сокурова, откуда вышли Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Владимир Битоков и Александр Золотухин. Мусаева, впрочем, продолжила образование в киношколе в Гамбурге. Ее дебютная драма «Клетка ищет птицу» — своеобразный триптих про женщину на Кавказе. В центре сюжета одиннадцатиклассница Яха и ее подруга Мадина, стремящиеся к свободе в герметичной, патриархальной среде. Героини говорят исключительно на чеченском, лихорадочно прощаются с детством и порхают по пространству кадра, скругленного по краям на манер старых фотографий. Ручная камера волнуется каждый раз при появлении героинь и застывает только на общих пейзажных планах, напоминающих своей суровой красотой «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. В почерке Мусаевой еще ощущается «ученичество». В «Клетке» много общих для многих выпускников нальчикской мастерской Сокурова мест, но поставлена эта история талантливо. Дебют Мусаевой стал единственным российским фильмом, отобранным для показа на Берлинском кинофестивале.

Сергей Васильев

Кадр из сериала «Кибердеревня»
Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра «Кинопоиск»
Кадр из сериала «Кибердеревня»

К выпускнику ВГИКа первая слава пришла на ютубе, где он выпустил проект birchpunk — утопические и одновременно антиутопические ролики про «Кибердеревню» на Марсе. Позже Васильев развил идею в одноименном сериале, уже на «Кинопоиске». Основной сюжетный конфликт напоминает о «Левиафане» Звягинцева, поданном, правда, в комическом ключе. Ферма Николая — последнее из оставшихся на Марсе поселений землян — очень мешает всеядной корпорации «Ижевск Дайнемикс» и ее главе Барагозину, задумавшему добывать на Красной планете крайне ценный материал «недоступий». Васильев удачно сочетает свойственное научной фантастике отстранение от действительности (пусть и скрытой нехитрыми метафорами) с работающим социальным движком сюжета и удачными гэгами. Этот необычный подход сделал «Кибердеревню» одним из самых оригинальных российских ситкомов последних лет.

Яна Скопина

Кадр из фильма «Скоро кончится лето»
Фото: KINOKULT Producer's Center
Кадр из фильма «Скоро кончится лето»

В большом кино Яна Скопина, выпускница мастерской Сергея Соловьева, дебютировала в 2022-м с ностальгическим драмеди «Скоро кончится лето». Сюжет фильма родился из рассказов, услышанных от знакомых. Скопина переплавила их в настроенческую драму о взрослении. Казахстан, полный надежд на лучшее 1990 год, юный Баха влюбляется в польскую девушку и мечтает ее завоевать — и весь шум времени ему нипочем.

Олег Трофим

Олег Трофим (в центре) на съемках фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: «Централ Партнершип»
Олег Трофим (в центре) на съемках фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»

Несколько выбивается из общего списка имя Олега Трофима — режиссера крупных, мейнстримных форм, фестивальные награды которого связаны в основном с рекламой и музыкальным видео. Впрочем, именно успех в постановке коммерческих роликов, съемкой которых Трофим начал заниматься, еще учась в петербургском Институте кино и телевидения, позволил ему всего в 29 лет дебютировать в большом кино со спортивной драмой «Лед», ставшей хитом кинопроката и до сих держащейся в десятке самых кассовых российских фильмов. С тех пор Трофим успел выпустить два кинокомикса о майоре Громе, продолжение которого — «Майор Гром: Игра» — выйдет уже в этом году.

Подготовил Гия Сичинава