Музей Бардыгиных в Егорьевске

Фото: пресс-служба Центра Гиляровского

До недавнего времени считалось, что Алексей Щусев мало работал в стиле конструктивизма. Создатели выставки, изучая его архив, полученный от наследников, обнаружили множество неизвестных эскизов, доказывающих обратное.

Щусев начал интересоваться конструктивизмом, когда он только начал зарождаться в России. В его конкурсном эскизе дома дешевых квартир Солодовникова и проекте музея Бардыгиных в Егорьевске, созданных в 1916–1917 годах, уже чувствуется влияние нового стиля. Щусев впервые собирался применить принцип организации движения посетителей по спирали в музее, поместив в центре круглой многоэтажной башни винтовую лестницу. Люди, поднимаясь по ней, могли бы попадать в выставочные залы, расположенные на разных уровнях.

Генеральный план «Новая Москва»

Фото: пресс-служба Центра Гиляровского

В 1917 году столица была перенесена из Петрограда в Москву и было принято решение о разработке проекта по преобразованию города. Осуществление генерального плана «Новая Москва» поручили специальной архитектурной мастерской при Моссовете под руководством Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. 

Щусев работал над генпланом вплоть до 1924 года. Его идеи подвергались критике, потому что он настаивал на сохранении исторического облика города. Но также для «Новой Москвы» архитектор проектировал и объекты, в которых искал прогрессивные архитектурные формы. Таким зданием должен был стать народный театр Александра Южина-Сумбатова. В нем привычную сцену-коробку предполагалось заменить сценой-полусферой и объединить ее со зрительным залом.

Мавзолей Ленина

Фото: пресс-служба Центра Гиляровского

Каменный Мавзолей Ленина стал третьим вариантом (два предыдущих были деревянными) усыпальницы вождя мирового пролетариата. Все три здания спроектировал Алексей Щусев. С самого начала он задумывал создать строгое сооружение с геометрическими формами, соответствующими духу конструктивизма.

24 января 1924 года проект был утвержден, и началось строительство. У Кремлевской стены в сжатые сроки возвели темно-серый куб, который планировали завершить колонной наверху. Спустя два месяца было принято решение воздвигнуть более капитальное здание, и Щусев  спроектировал его в виде ступенчатой пирамиды с трибуной для выступлений. В 1929 году постройку из дерева заменили каменной. Усыпальница с облицовкой из гранита сохранилась до наших дней.

Клуб железнодорожников на Казанском вокзале

Фото: пресс-служба Центра Гиляровского

Алексей Щусев начал работу над проектом зданий Казанского вокзала еще до революции, в 1913 году, но ансамбль на Каланчевской площади сложился лишь к 1927 году. Особый интерес в комплексе сооружений представляет Клуб железнодорожников, ранее называвшийся Клубом Октябрьской революции. Щусев создал здание в новых архитектурных формах, но, чтобы вписать его в общий облик вокзала, добавил фриз с элементами русского барокко. На выставке представлены первые эскизы архитектора, на них видно, что здание и интерьеры задумывались в стиле конструктивизма. Работа над усовершенствованием внутренних помещений клуба продолжалась почти 10 лет.

Дом для артистов МХАТа

Фото: пресс-служба Центра Гиляровского

В 1925 году Алексей Щусев впервые создал эскизы сооружения в формах уже зрелого конструктивизма. Речь идет о конкурсном проекте Центрального телеграфа на улице Горького, который не был осуществлен, — в итоге был реализован проект архитектора Ивана Рерберга. К этому же периоду относится здание жилого дома для актеров МХАТа, построенное в Брюсовом переулке.

История создания дома под номером 5/7 началась в 1927 году. Алексей Щусев работал над декорациями к спектаклю Константина Станиславского «Сестры Жерар». Архитектор так подружился с актерами МХАТа, что согласился возглавить организованный ими строительный кооператив и спроектировать для них жилой дом. Щусев с вниманием отнесся к каждой мелочи, в эскизах даже детально прорисованы перила и дверные ручки. Здание, состоящее из трех параллелепипедов, возвели за один год. Щусеву была предоставлена квартира-мастерская с выходом на террасу, с которой открывался вид на центр Москвы.

Марфо-Мариинская обитель

Фото: Лена Грачева

Алексей Щусев стал признанным архитектором еще задолго до того, как в нашей стране в 1920-х годах зародился конструктивизм. В дореволюционный период творчества он создавал здания в стилях модерна, неоклассики и неорусском стиле.

В 1907 году Щусев получил заказ на свой самый знаменитый церковный проект — Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве. Учредить ее решила великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича.

Наиболее значимой постройкой обители стал храм Покрова Пресвятой Богородицы в неорусском стиле с элементами модерна и древнерусской архитектуры. Щусев вдохновлялся старинными храмами Новгорода, Москвы, Пскова и Владимиро-Суздальского княжества.

Он намеренно создал искривленные прутья решеток, неровные арочные и оконные проемы — подобные несовершенства были свойственны церковной архитектуре прошлого. А асимметричные фасады и множество окошек разных форм и размеров соответствовали стилю модерн.

Подготовила Анна Подорванова