Кричащие краски загадочного континента: что нужно знать об африканском искусстве
Русская культура время от времени обращается к Африке — тут можно вспомнить и Пушкина, и поездки Гумилева, и культивируемую в СССР дружбу с Африкой. Сейчас мы снова уделяем ей большое внимание. Это связано только с политической повесткой или нас влечет какой-то давний глубинный культурный интерес?
Виктория Шарова: Я бы сказала, что это расширение взгляда, преодоление стереотипного и одномерного понимания другой культуры. И это глобальный тренд, затрагивающий не только Африку и Россию. Если все-таки говорить про нас, нам сегодня становится понятно, что Африка — не только что-то увиденное на советских плакатах и почтовых марках. Это другое мышление, другой взгляд на устройство мира.
Мария Дубодел: Действительно, такой интерес у русских писателей и художников был. Наша выставка начинается с работ Александра Яковлева, художника, который в 1924 году отправился в экспедицию по Африке. Эту поездку, кстати, организовала автомобильная компания Citroën. Наша выставка строится вокруг этого путешествия и начинается с авторских литографий Александра Яковлева и сангин, созданных Василием Шухаевым, его близким другом.
Как жило африканское искусство в условиях колонизации? И как оно осмысляло эти процессы?
Во-первых, мы ничего не знаем об искусстве Африки в тех формах, в которых оно существовало несколько веков назад. Оно в принципе не сохраняется в их природных условиях — там ведь множество различных насекомых, которые просто съедают предметы искусства. Эти предметы создавались в основном из натуральных материалов: древесины, травы, пальмовых крон…
Во-вторых, все искусство того периода, основанное на культах и обрядах, было очень закрытым, поэтому оно осталось непонятым для колонизаторов. При этом африканцы очень часто создавали различные артефакты для продажи туристам — всевозможные маски, статуэтки… У нас есть ошибочное представление о том, что это и есть их искусство. Но это не так. Это сувенирная продукция, а не сакральные предметы африканцев, которыми они пользовались во время проведения обрядов и в быту. На выставке можно увидеть как сувениры (например, статуэтки в форме антилоп, сделанные в Заире в 1960-х), так и реально необходимые в африканском быту предметы (веялка для зерна в виде блюда из Республики Чад полувековой давности).
В основном в России Африка ассоциируется с масками. На самом деле в Африке всего несколько городов, в которых люди используют маски для своих ритуалов. Это совсем не общепринятая для них история. А в наших коллекциях практически нет настоящих ритуальных африканских масок. Они не такие красивые, как сувенирные, и наши экспедиторы не были в них так заинтересованы.
Все, что мы узнаем сегодня об искусстве Африки, добывается во время экспедиций в ходе общения с племенами. Приходится говорить с ними на их языках, быть чуткими, чтобы по крупице добыть информацию. Кураторы некоторых выставок сейчас пытаются «европеизировать» африканское искусство — то есть для своих проектов и выставок они подбирают работы таких африканских художников, которые заведомо были бы понятны людям с разным культурным бэкграундом. Но это неправильно, конечно. Кстати, в нашей выставке принимают участие африканские художники, которые работают с фотографией.
Хочу продолжить колониальную тему. В каких формах африканское искусство может служить средством социальной или политической критики?
Африканские художники в большей степени обращаются к внутренним проблемам своих стран и племен. Они переосмысляют свою идентичность, рефлексируют над потерей своего дома, гражданскими войнами и другими обостренными ситуациями, связанными непосредственно с их первичной средой. А вот к большой политике художественного интереса они не проявляют, хотя, конечно, болезненно реагируют на многие мировые события.