Круг замкнулся. О спектакле «Леопольдштадт» по новой пьесе Тома Стоппарда
Спектакль «Леопольдштадт» вошел в шорт-лист премии «Сноба» «Сделано в России». Пьесу — семейную сагу английского классика поставил художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. Получилось мощное высказывание про время и маленького человека, который ничему не может противостоять
Пьесу «Леопольдштадт» британский драматург Том Стоппард написал в 2019 году. С тех пор ее не раз ставили в театре. Самые известные постановки состоялись в театре Уиндема в Лондоне, на Бродвее и, наконец, в Российском молодежном театре. Все три высоко оценены критикой и пользуются популярностью у зрителя. Появление спектакля по пьесе Стоппарда в РАМТе неслучайно: театр и драматурга связывает многолетняя дружба. Здесь ставили его «Берег утопии», Rock'n'roll, «Проблему».
Успех новой постановки обусловлен темой. В пьесе Стоппарда речь идет о еврейской семье, погибшей во время Холокоста. В сегодняшнее время, с его политическими катаклизмами и борьбой общественных мнений, тема звучит пугающе остро. При этом в самом тексте художественных или исторических открытий нет. «Леопольдштадт» — многословный и тяжеловесный памятник истории венских евреев. Для автора сюжет очень личный: в 1990-е годы Стоппард узнал о своих еврейских корнях и гибели родственников в концлагерях.
Название пьесы и спектакля происходит от названия района Вены, где исторически селились еврейские семьи, прибывшие в столицу Австрийской империи. Стоппард описывает период с начала ХХ века до 1955 года, когда Австрия была провозглашена свободным государством. По его задумке, за это время выдуманная семья Мерц «открывает для себя, что значит быть евреем в первой половине XX века».
Повествовательная неспешность семейной саги диктует выбор режиссерской оптики. На сцене — образцово-показательный текстоцентричный театр. Можно закрыть глаза и просто слушать спектакль — кардинально в плане восприятия для зрителя ничего не изменится. Здесь смакуют слова и смыслы, делая ставку на содержание, а не форму. Впрочем, с формой у московской версии мирового хита все в порядке.
Художником «Леопольдштадта» выступил Станислав Бенедиктов — это была последняя работа мастера, его не стало в ноябре 2022 года. Его дело в этом спектакле продолжили Виктор Архипов и Лилия Барышева. Заслуженный мастер придумал идеальную метафору замыкающегося в самом себе времени, его непрерывности и повторяемости событий и судеб. Театральный поворотный круг работает практически без остановки, на нем размещена конструкция, напоминающая лифт. На самом деле это портал, в который заходят, чтобы выйти из дома, зайти в газовую печь, умереть. Над сценой расположен видеоэкран с отсчетом уплывающих лет. На сцене — венские стулья, пуфики, обеденный стол, рояль: быт зажиточного семейства Мерц, которым сначала разрешили жить, а потом эту жизнь отобрали.
Алексей Бородин дает зрителю срез жизни четырех поколений еврейской семьи со всеми традициями и обычаями. Хлопоты, застолья, праздники и обряды. А следом — уничтожающие все это исторические события: аншлюс, Хрустальная ночь, Аушвиц. Чувством обреченности наполнен воздух и сценическая ткань спектакля.
На сцене практически вся труппа РАМТа. В многонаселенности и многословности спектакля скрыта глубокая идея. Бородин выводит на сцену инфернальную эпоху, растворенную в героях Стоппарда. Здесь все и всё имеет значение: каждый герой, каждая реплика, каждый поворот головы или взгляд. Рамтовские артисты умеют играть семью — на их счету не одна семейная сага («Будденброки», «Берег утопии», «Участь Электры» и другие). Их раздорам, примирениям и озвученным надеждам веришь, горю — сочувствуешь. Евгений Редько, Дарья Семенова, Анна Дворжецкая, Максим Керин, Даниил Шперлинг, Лариса Гребенщикова, Александр Доронин и другие — все демонстрируют блистательную выучку, талант и редкое умение слышать друг друга.
«Леопольдштадт» замыкает круг острейшей темы национальной самоидентификации. Вопросы, которые давно кажутся риторическими, в этом спектакле звучат как набат. Ответить на них — дело каждого. Сегодня и всегда.