Лицом к лицу. О проекте Александра Химушина «Мир в лицах» и выставке в заполярной Дудинке
Большая выставка фотографий международного проекта «Мир в лицах» (The World in faces) открылась в заполярной Дудинке. Организатор и спонсор мероприятия «Норникель» помог воссоздать такой же формат экспозиции под открытым небом, который видели зрители этого проекта за рубежом — в Нью-Йорке в 2019 году, в Женеве и Париже в 2021 году. Корреспондент «Сноба» Мария Маханова отправилась на Таймыр, чтобы поговорить с автором экспозиции Александром Химушиным
Александр Химушин — известный фотограф, автор, идеолог и звезда грандиозного фотопроекта «Мир в лицах» (The World in Faces). Мы встречаемся с ним в аэропорту Домодедово, спешно знакомимся и сразу идем на посадку. Летим в Норильск. Оттуда нам предстоит добраться до Дудинки, маленького заполярного города-порта на берегу Енисея. Химушин едет туда открывать свою самую первую в России выставку. А я — чтобы написать об этом материал.
— Кажется, в Дудинке ледоход?
— Кажется, ледоход. Енисей идет!
— Холодно?
— Кажется, тепло, плюс три.
Невероятно, но факт: в 2022 году в Дудинке открывается первая большая выставка фоторабот Александра Химушина в России. Почему «невероятно»? Потому что проект «Мир в лицах» давно известен и по-настоящему популярен за рубежом. Предыдущая выставка проекта с помпой открылась в Женеве, в швейцарском офисе ООН, до этого портреты авторства Химушина публика могла видеть в Нью-Йорке и Париже. О Химушине за 10 лет — примерно столько он работает в жанре этнофотографии — писали самые известные газеты и журналы мира, он был героем репортажей CNN, Spiegel, Daily Mail, National Geographic, крупнейших медиакомпаний Европы, Америки и Азии.
— Кажется, вы знаменитость? Это не мешает работать?
— Это совершенно не мешает. Люди, которых я снимаю, не знают ни обо мне, ни о CNN примерно ничего.
Как выглядит проект? The World in Faces — это серия портретов. Яркие, эмоциональные, потрясающие воображение, но одновременно очень простые. На портретах — люди, глядящие прямо перед собой, в объектив. Модели разного пола, возраста, цвета кожи, разного вероисповедания, разной, очевидно, судьбы. Все герои — обычные люди в национальной одежде. Александр Химушин путешествует по миру, снимает «лица мира», представителей разных национальностей и народов и много лет собирает свою коллекцию. К настоящему моменту The World in Faces — самая большая оригинальная коллекция современных портретов представителей коренных и малочисленных народов.
— Как все началось? Как появился проект?
— Я родился и рос в Якутии, в России. Потом переехал в Австралию. Там жил, учился, получил бизнес-образование, работал, торговал ценными бумагами на бирже, но на каком-то этапе решил оставить все это и отправиться в большое самостоятельное путешествие, из которого уже практически не возвращался. Путешествовал по миру, много фотографировал. Сразу выбрал для себя поездки в такие места, где обычно не увидишь массового туриста. Интересовало все: красоты природы, виды, достопримечательности. Поездки со временем становились все более экстремальными, места для путешествий я выбирал все более экзотические, а на фото стало много портретов местных жителей — детей и взрослых. Именно портреты вызывали невероятный интерес, когда кто-то из знакомых, да и незнакомых рассматривал мои фотографии. Люди, оказалось, вызывают у других людей большое любопытство. Вот такое открытие. Я собрал портреты в коллекцию. Получилось здорово, и я решил продолжать! Таким образом, не останавливаюсь в общей сложности 15 лет, а проекту уже лет десять.
Работы Химушина представляют одновременно интерес этнографический, культурный, исторический, а по карте его путешествий можно изучать географию: Австралия, Гватемала, Афганистан, Эфиопия, Сахалин, Якутия, Таймыр.
В последний перед пандемией год на связь с Александром вышли представители ЮНЕСКО. Это подразделение Организации Объединенных Наций занимается содействием укреплению мира и сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры. Его опыт путешествий и его портреты людей в оригинальной национальной одежде вызвали большой интерес. Сам Химушин, который сформулировал цель и миссию своей деятельности как «всестороннее и всевозможное распространение информации о коренных малочисленных народах мира», был рад откликнуться на предложение о сотрудничестве.
На тот момент фотограф уже предпринял экспедицию в Заполярье, на Таймыр, побывал в маленьких тундровых поселках: Волочанке, Тухарде, успел добраться до Дудинки. Фотографировал местных жителей: ненцев, долган, нганасан, энцев, эвенков. Их фото в национальной одежде также пополнили коллекцию проекта The World in Faces. Некоторые из них стали частью экспозиции в штаб-квартире ООН в Женеве. А одну из работ, на которой запечатлен улыбчивый мальчишка-нганасанин, представитель коренного народа таймырской тундры, торжественно вручили штаб-квартире в дар.
— А герои фотографий видели свои портреты? Просто любопытно, они в курсе, что теперь знамениты, что их лица рассматривали члены ООН?
— Конечно в курсе! Представьте, таймырские коренные даже ездили на открытие выставки в Женеву! Благодаря «Норникелю», который активно поддерживал проект, группа долган смогла приехать в Женеву: и знаменитый национальный ансамбль «Хэйро» из Дудинки был, и известный нганасанский герой Алексей Чунанчар. Я специально попросил его разыскать. Представляете? Он провел традиционный нганасанский шаманский обряд камлания перед генеральным секретарем ООН, послом России, дипломатами разных стран. Это было классно!
— Кому было любопытнее, как думаете? Группе наших ребят, долганам из тундры увидеть Женеву и офис ООН? Или чиновникам ООН посмотреть на людей, которые представляют древний, исчезающий народ?
— Любопытнее нашим ребятам, конечно. А важнее — европейским чиновникам, они могут своими глазами увидеть тех, для кого работают. Но вообще-то это важно обеим сторонам. Важно нам всем когда-то оказаться лицом к лицу, смотреть друг на друга, видеть друг друга.
В Дудинке действительно оказалось не холодно для начала июня. Ледоход на Енисее успел пройти за то время, пока мы летели из Москвы. Но с реки, словно по инерции, без остановки дул сильный пронизывающий ветер. К счастью, мероприятию это не помешало. Выставку «Мир в лицах» в Дудинке, столице Таймыра, «Норникель» организовал в том же формате, и смонтировали ее так же, как это было сделано в Нью-Йорке в 2019-м, — на улице, под открытым небом.
С двухметровых фотографий на прохожих смотрят якутская девушка, индеец с высокогорья Папуа — Новой Гвинеи, женщина из Ваханской долины Афганистана, девочка из племени мурси в Эфиопии, нганасанский мальчик из поселка в Авамской тундре, оленеводы-долгане, которых в прошлой своей экспедиции на Таймыр снимал Александр Химушин.
Названия некоторых народов широкая аудитория встречает действительно впервые, а людей, относящихся к этим народам, на планете остались буквально единицы: народ тазы из Приморского края России, ишиль — потомки майя из Южной Америки, народность мам из Гватемалы или духа из Монголии.
Фотографии производят сильное впечатление. Люди кружат по площади, снова и снова подходят то к одной, то к другой работе, уходят, возвращаются, ведут друзей, показать ту, что особенно понравилась, потом, наоборот, идут смотреть те фото, что понравились их спутникам.
Для такого небольшого города, как Дудинка, любая привозная выставка — серьезное дело. Дыхание большой земли, «материка», как говорят на Крайнем Севере, будоражит. Но в случае с проектом The World in Faces для местных жителей сделано даже чуть больше. Дудинка — столица Таймыра, столица коренных народов севера, для ее жителей возможность увидеть других коренных из других маленьких, отдаленных, неведомых уголков мира значит больше, чем для жителей больших столиц.
«Чем наши коренные отличаются от иностранных? Можете сказать?» — этот вопрос задавали журналисты на открытии выставки, а потом и гости творческого вечера Химушина, а потом и многие-многие горожане, подходившие сфотографироваться с автором на фоне его работ. Александр Химушин отвечал всякий раз: «Ничем! Абсолютно ничем! Жизнь у каждого из них своя. Но различий между народами на планете гораздо меньше, чем кажется».
В этом, наверное, и состоит суть проекта Александра: показать всем, как мы друг на друга похожи и что различий между нами меньше, чем принято думать.
Подготовила Мария Маханова