Любые формы искусства могут стать паблик-артом — в Москве завершился акселератор «Арт-фабрика»
Почему для города важно искусство на улицах?
Искусство добавляет ценность любому пространству. Оно начинает притягивать людей, растет туристическая привлекательность — от этого экономически выигрывает бизнес. Растет качество жизни и культура людей, так как рядом с арт-объектами, как правило, идет обустройство общей инфраструктуры. Сегодня уличное искусство активно распространяется и на удаленные от центра спальные районы. Оно придает им уникальность и самобытность.
Важно, чтобы искусство становилось доступным, выходило из институций на улицы. Потому что в массовом сознании оно до сих пор воспринимается как нечто элитарное. Нечто такое, ради чего нужно идти, условно, в музей. А когда искусство интегрируется в городские пространства и становится частью нашей ежедневной жизни, оно оказывается доступнее и ближе. Ты начинаешь с ним взаимодействовать каждый день. И это сокращает дистанцию: доступные, понятные арт-объекты ненавязчиво разговаривают с тобой каждый день. Самая широкая аудитория становится частью культуры, и это развивает в человеке желание знакомиться с миром искусства уже на другом уровне.
Приведите примеры удачного преображения пространств с помощью паблик-арта в Москве.
На станции метро «Курская» располагается уличная галерея «НЕТСТЕН». Инициатором галереи выступил Центр современного искусства Винзавод при поддержке Москомархитектуры и ОАО РЖД. Здесь ежегодно появляются социально значимые произведения. Проект «Здесь и сейчас» показывает современное искусство Москвы, его задача — выставить произведения московских художников в городской среде и вовлечь жителей столицы в изучение истории города.
Для того чтобы пространство действительно было преображено паблик-артом, объект должен просуществовать в конкретной локации довольно долго. А паблик-арт в Москве, как правило, явление временное. Тем не менее, я бы, конечно, отметил «Лихоборские ворота» Николая Полисского, которые почти 20 лет простояли у метро «Владыкино». Они стали маркером места и одной из главных примечательностей района. Увы, в этом году работу разобрали.
Из произведений, которые существуют до сих пор и действительно работают на изменение пространства, становясь его значимыми частями, даже доминантами, — это посвященный Майе Плисецкой мурал бразильца Эдуардо Кобры на Большой Дмитровке и, конечно, «Большая глина» Урса Фишера напротив ГЭС-2.
Хотелось бы вспомнить два недавних примера. Во-первых, «Парк Малевича» — проект высочайшего уровня. Внутри парка продолжают открываться новые инсталляции.
И, конечно, Переделкино — этот городок писателей и раньше был популярен, а благодаря программам Даши Бегловой и всей команды Дома творчества он превратился в настоящий арт-объект. Инсталляция Николая Полисского тоже добавила городку дополнительное художественное содержание. В общем, сейчас это новая точка притяжения: люди приезжают, интересуются, фотографируются и в целом как-то по-другому смотрят на это место.
Кто сейчас инициирует уличное искусство — город, девелоперы или арт-сообщество?
Запрос на московский паблик-арт исходит от всех участников процесса: художников, девелоперов и городских властей.
Художники стремятся выразить свои идеи и взгляды через искусство. Девелоперы заинтересованы в паблик-арте, потому что он делает проекты более привлекательными для покупателей. Власти поддерживают паблик-арт, потому что это улучшает имидж города. Кроме того, мы помогаем девелоперам проектировать креативные пространства в городе так, чтобы они были востребованы у творческих предпринимателей.
Таким образом, можно сказать, что все участники процесса заинтересованы в развитии паблик-арта.
Приведите примеры образцовых городов с точки зрения паблик-арта.
Один из самых успешных проектов — это Выкса. У меня была возможность не только посетить местный фестиваль, но и пообщаться с жителями. Люди, которые живут и работают на заводе в Выксе, рассказали мне, насколько изменился их быт с появлением фестиваля и объектов паблик-арта.
Это если говорить о России. Ну а в мире, на самом деле, очень много выдающихся примеров, когда паблик-арт влиял на развитие территории и менял облик места, от «Облачных Врат» Аниша Капура в Чикаго — до Кусамы на острове Наошима в Японии.
Какие формы паблик-арта существуют и как они соотносятся с типами пространств?
Паблик-арт — это искусство, вышедшее на улицы из музеев и галерей для создания новых форм взаимодействия с обществом. Любые формы искусства, известные человечеству, могут стать паблик-артом, если будут представлены в общественных пространствах. Не только привычные живопись и скульптура, но и, например, перформанс.
Не могу сказать, что есть четкая и нерушимая связь формы и формата паблик-арта с функционалом среды. Все это зависит от множества составляющих: взгляда художника и куратора, запроса принимающей стороны, заказчиков проекта, мнения местных жителей. Инсталляции и скульптуры прекрасно могут существовать в промышленных пространствах, а муралы — в ЖК. Но тут нет правил, есть вопросы художественного вкуса и уместности.
Как проходит отбор художников и работ на «Арт-фабрике»?
Все довольно просто и прозрачно. На конкурс могли подавать заявки любые авторы, живущие в России. Чтобы пройти отбор, им нужно было постараться максимально четко и удачно вписаться в технические задания, заявленные партнерами «Арт-фабрики» — девелоперами, отельерами, владельцами торговых центров, организаторами фестивалей и так далее. Партнеры с нашей помощью максимально емко и подробно формулируют ТЗ: от заложенной идеи — до материалов, размеров, минимальных сроков жизни работ и максимально возможной стоимости производства.
Далее из всех присланных работ экспертный совет формирует шорт-листы. После этого художники на очной питчинг-сессии презентуют свои разработки партнерам. Партнеры общаются с художниками, задают им уточняющие вопросы и после этого выбирают победителей.
Беседовала Дарья Колодкина