
Многоликий Тартюф. Самые яркие постановки комедии Мольера
К премьере нового «Тартюфа» Евгения Писарева в Театре наций «Сноб» вспоминает самые яркие постановки комедии Мольера у нас и за рубежом
Тартюф — демагог
Театр на Таганке, 1968 год
Режиссер Юрий Любимов

Легендарный спектакль Юрия Любимова был одной из самых ярких постановок «Тартюфа» в России. В нем, как это часто бывало у Мастера, звучала тема противостояния художника и власти. Любимов ввел в постановку историю запрета «Тартюфа» — подлинные документы XVII века. Причем король и кардинал, между которыми метался Мольер, были куклами. А остальные актеры появлялись из нарисованных портретов. Привыкшие считывать эзопов язык зрители, конечно, восприняли антиклерикальную сатиру как антисоветскую. Спектаклю устроили настоящий разнос в прессе, но через 10 лет уже выпустили на гастроли во Францию. В Театре на Таганке его продолжали играть более 50 лет.
Тартюф — ловелас
МХАТ, 1981 год
Режиссер Анатолий Эфрос

Легкий, комедийный спектакль Анатолия Эфроса, оформленный его сыном, художником Дмитрием Крымовым, отличался звездным составом: Оргона играл Александр Калягин, его жену — красавица Анастасия Вертинская, а в роли Тартюфа на мхатовской сцене дебютировал Станислав Любшин. «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен! Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать», — писал режиссер во время работы над спектаклем. Но Любшин играл больше обаятельного ловеласа, который весьма откровенно для советских пуританских времен приставал не только к хозяйке дома, но и к служанке Дорине. В 1989 году спектакль был записан для телевидения почти с тем же составом, но уже без Ангелины Степановой и Юрия Богатырева, которые играли мать Оргона и его шурина Клеанта.
Тартюф — фанатик
«Шаубюне», 2014
Режиссер Михаэль Тальхаймер

В 2014 году спектакль Михаэля Тальхаймера стал одним из хедлайнеров фестиваля NET, который знакомил Москву с лучшими образцами европейского театра. Он запомнился не только эффектной сценографией, где игровая площадка буквально переворачивалась «с ног на голову», демонстрируя катастрофический кавардак в семье Оргона. И не только фарсовой, гротескной манерой игры всех актеров, похожих на марионеток. Но прежде всего пугающим образом Тартюфа — Ларса Айдингера, любимого актера Томаса Остермайера. Нечесаный, с голым торсом, испещренным какими-то письменами, он походил на рок-идола или вестника конца света. Тальхаймер в этом спектакле отказался от финальной сцены с явлением гонца от государя, заменив его цитатой из Апокалипсиса, призывающей Господа вмешаться в дела недостойного человечества.
Тартюф — Распутин
Электротеатр Станиславский, 2016
Режиссер Филипп Григорьян

Оригинальную трактовку «Тартюфа» предложили в Электротеатре «Станиславский» режиссер Филипп Григорьян и драматург Ольга Федянина. Семья Оргона напоминала царскую семью Николая II: четыре дочери, сын в матроске с сабелькой. Тартюф же с всклокоченной бородой и сибирским окающим говором предстал в облике Распутина, который появлялся из дымящегося люка, словно исчадие ада. Выдающийся актер Лера Горин воплотил образ настоящего монстра, в котором дьявольскую сущность невозможно было не разглядеть.
Во втором акте действие переносилось в эпоху революции. Оргон читал завещание своего дома Тартюфу, словно это было отречение императора от престола. Развязка истории была подчеркнута появлением «бога из машины»: на сцене возникала женщина, стилизованная под Маргарет Тэтчер, которая в трансляции CNN сообщала об аресте злодея. Это решение выглядело неожиданным, подчеркивая наивность надежд на европейскую демократию.
Тартюф — распутник
Театр на Таганке, 2020
Режиссер Юрий Муравицкий

«Le Тартюф. Комедия» — один из главных хитов новой «Таганки». Здесь Юрий Муравицкий впервые успешно опробовал свой авторский стиль современной гламурной комедии дель арте. Персонажи-маски в безумных париках и сногсшибательных костюмах Гали Солодовниковой исполняют свои монологи-арии с ломаным французским акцентом в условном павильоне, переливающемся неоновыми красками. Тартюф Романа Колотухина выходит на сцену обнаженным с гитарой наперевес, опьяняя своим порочным сладострастием не только Оргона (Василия Уриевского), но и всех его домочадцев. А его показное благочестие — тут лишь один из маскарадных костюмов. Здесь страсти накалены до кипения и при этом сугубо театральны, даже карикатурны, так что зрители то и дело хохочут над проделками героев.
Тартюф — ноунейм
«Комеди Франсез», 2022
Режиссер Иво Ван Хове

«Комеди Франсез» называют «домом Мольера» даже с большим основанием, чем наш Малый — «домом Островского». Он ведет родословную от труппы Мольера и продолжает традиции в том самом историческом дворце Пале-Рояль. Тем смелее было решение дирекции доверить юбилейный спектакль в честь 400-летия драматурга варягу — бельгийскому режиссеру Иво Ван Хове. Он предпочел поставить первую версию «Тартюфа» — более лаконичную и без счастливого финала — и, конечно, обошелся без фижм и париков. Все герои тут носят одинаковые деловые костюмы, а белый квадрат сцены похож на ринг для сражений — рукопашных или эротических. Режиссер рассказывает о распаде аристократической семьи, катализатором которого, как в «Теореме» Пазолини, становится таинственный ноунейм, найденный Оргоном (Дени Подалидес) буквально на помойке. Российские зрители могли увидеть спектакль в кинотеатрах в рамках проекта TheatreHD.
Тартюф — святоша
Театр наций, 2024 год
Режиссер Евгений Писарев

Евгений Писарев решил поставить Мольера в принципиально реалистическом ключе — в духе современного сериала вроде «Наследников». Действие происходит в наши дни во Франции, в стильном особняке чиновника Оргона, которого блестяще играет Игорь Гордин. При всем внешнем благополучии — деньги, успех, красавица-жена (Аня Чиповская) — он испытывает личный кризис, поэтому и бросается к невзрачному святоше Тартюфу, у которого есть хоть какие-то духовные и нравственные ценности. Что, впрочем, не мешает тому волочиться за хозяйкой дома и прибрать к рукам чужое имущество. Режиссер и исполнитель заглавной роли Сергей Волков считают, что Тартюф любит искренно, что только отвергнутое чувство и оскорбленное достоинство толкают его на месть своим благодетелям. И вот этот ресентимент в спектакле выглядит по-настоящему страшно.
Подготовила Марина Шимадина