Мода хиппи, Средневековье и Жаклин Кеннеди. Какие образы вдохновляли художников по костюмам фильмов о Гарри Поттере
31 июля день рождения отмечает не только Джоан Роулинг, но и придуманный ею «мальчик, который выжил» — Гарри Поттер. Создатели фильмов с уважением отнеслись к детально проработанному Роулинг миру волшебной саги, уделив особое внимание одежде персонажей. О том, почему мы верим в происходящее на экране, специально для «Сноба» написала автор телеграм-канала «Элегантность от бога» и художник по костюмам театра и кино Полина Гречко
День рождения Гарри Поттера, 31 июля — важная дата для сентиментальных поклонников саги. Я, как человек, выросший на книгах о мальчике, который выжил (первую книгу прочитала в 9 лет, а самый последний фильм смотрела после сдачи последнего экзамена ЕГЭ), трепетно отношусь к интерпретациям героев разными режиссерами в кино. Все фильмы о Гарри Поттере — очень разные по способам съемки, освещения, спецэффектам и графике. Объединяет их одно — органичность того, что мы видим на экране: насколько бы безумным ни было происходящее в кадре, мы в это верим. Органичность — это философский камень любого визуально насыщенного кино, будь то фэнтези или историческая драма. «Гарри Поттер» — подростковая история в средневековых интерьерах, и художникам по костюмам нужно было одновременно сделать «волшебно» и так, чтобы герои не выглядели «ряжеными».
В самом тексте есть клише волшебного мира — зелья, волшебные палочки, заклинания, мантии, совы — в работе над костюмами игнорировать это было нельзя. Поэтому Дамблдор, например, выглядит как классический средневеково-возрожденческий маг-алхимик, с белоснежной бородой и в одежде с вышивками. Такой, Леонардо да Винчи. Макгонагалл тоже оправдывает наши ожидания — выглядит как, как мы представляем себе ведьму, правда из XIX и XX веков: остроконечная шляпа, зеленые платья и мантии в пол. Она вполне могла бы быть и персонажем «Волшебника страны Оз». Оба творческие «костюмные» решения очень органичны: ведь Дамблдор и Макгонагалл — одни из первых волшебников, которых видит маленький Гарри, а вместе с ним и мы.
Другой волшебник, который появляется в начале истории, — профессор Снейп. Он должен нас пугать, быть холодным и закрытым. Чтобы «отобразить» все это, был выбран английский костюм второй половины XIX века. Черный сюртук, застегнутый на все пуговицы, рубашка с высоким стоячим воротником и галстук-крават, брюки «слоновьи ноги», расклешенные от середины икры сразу же переходят в ботинки. Так выглядят герои в английских готических романах. Для усиления драматичности образа Снейп носит шелковую развевающуюся мантию. Неслучайно Снейп одет как классический романтический герой из «Грозового перевала» — судьба у него действительно подобна персонажам романов XIX века.
Если Снейп одет как клерк XIX века, то Люциус Малфой — как настоящий денди: у него и трости, и перчатки, и броши, и меха. Вроде все это — набор клише из готических романов, но то, с каким вкусом это сделано, делает образ героя культовым. К слову, Люциус стал выглядеть изящно с третьей части поттерианы — «Узника Азкабана» — когда в проекте стала участвовать художник по костюмам Дженни Темим (она будет создавать костюмы и для всех последующих частей).
Важно сказать, что готический стиль — не только про XIX век. Он вобрал в себя и образы эпохи Средневековья. Смесь направлений подарила миру образ Беллатрикс Лестрейндж. Костюм создан на стыке всех вводных, которые мы знаем о персонаже. В переводе с французского ее имя значит воительница, Лестрейндж — чужая, в девичестве она Блэк — с английского «черный». Беллатрикс происходит из древнего рода волшебников и знает свою родословную вплоть до Средневековья. Она носит ботинки и корсеты из XIX века и платье со средневековым силуэтом и рукавами, которые по моде той эпохи пришнурованы к пройме. Кстати, подол у платья оборван тоже не просто так — в Средние века длинные юбки со шлейфом могли носить только богатые дамы, с собой у таких женщин всегда были специальные документы, подтверждающие статус и право на длинный трен. Если документов не было, значит даму можно считать самозванкой, а юбку — оторвать. Возможно, таким образом Дженни Темим пыталась показать, что ради Волан-де-морта Беллатрикс готова пожертвовать статусом и семьей. Хотя, честно, я считаю, что просто в длинной юбке и из Азкабана не убежишь, и Сириуса не убьешь.
Костюм Волан-де-Морта почти не меняется на протяжении всех частей. Он должен был подчеркивать «бестелесность» Темного Лорда, и поэтому для актера была сконструирована мантия из семи видов шелка разной плотности и тяжести, чтобы она развевалась на ветру. Кстати, мантия не совсем черная, — это было бы слишком просто. Она с зеленым оттенком, как дань связи со Слизерином. Почему же видов шелка было именно семь, а не десять или три? Идея кроется в семи крестражах: по мере их уничтожения в шестом, седьмом и восьмом фильмах Волан-де-морт теряет силу, а костюм выцветает: мантию отбеливали частями, постепенно, согласно развитию сюжета.
В «Гарри Поттере» находят отражение все эпохи истории моды. Особенно Дженни Темим любит 1970-е. Профессор Трелони одета как самая настоящая хиппи, Сириус Блэк носит костюмы, скроенные по лекалам этой эпохи, а вся семья Уизли может просто переместиться в шоу «Монти Пайтон» и никто не заметит подмены.
Образ Долорес Амбридж напоминает об эпохе 1960-х. Это самый нестандартно выглядящий злодей в мире кино — она розовая, «пушистая», одета как Жаклин Кеннеди. Несмотря на чиновничью выдержку, ее нарастающую истерику мы прослеживаем через цвет — от нежно-розового до невыносимой фуксии.
Главных же героев — Гарри, Рона и Гермиону — Дженни Темим намеренно одевает как простых подростков: в футболки, джинсы и худи. Так выглядят обычные молодые люди примерно в любой точке мира. Именно они и побеждают в борьбе со злом.