«Мы четырехголовое чудовище». Группа «Созвездие Отрезок» — об альбоме «Жиза», фите мечты и любви к созданию шоу
Альбом «Жиза» московской группы «Созвездие Отрезок» — претендент на премию «Сделано в России — 2022» в номинации «Музыка». «Сноб» поговорил с участниками группы Варварой Краминовой, Антоном Дворцевым и Никитой Чернатом о том, что для них значит слово «жиза», как они создают свои песни и с кем бы хотели записать совместный трек
В песнях из альбома «Жиза» группы «Созвездие Отрезок» кого-то убивает хот-дог, кто-то втягивает носом пыль и хочет себе домой ковер, а кто-то просит прощения за то, что разбил кому-то лицо. Обо всем этом поют на два голоса Варвара Краминова и Антон Дворцевой. В группе есть еще двое участников: Никита Чернат отвечает за гитару, а Искандер Еримбетов — за биты и продакшн. Треки «Созвездия» — мини-новеллы, которые сопровождают и психоделия, и роковые гитарные соло, и фолковые напевы, и даже звуки японских барабанов, как в песне «Самурай». Свое название группа полностью оправдывает — получается и правда целый Млечный путь из разных жанров и текстов, которые все вместе звучат так, что хочется переслушивать не один раз.
Почему решили назвать альбом «Жиза»?
Антон Дворцевой: С названием было тяжело определиться. Наш первый альбом назывался «Приход» — это довольно многозначное слово. Мы подумали, что отличным названием для второго альбома будет «Прикол». Потом случилось много всего, включая коронавирус, в итоге альбом захотелось назвать «Жиза». К тому же была написана песня «Жиза», которая, как нам казалось, должна была стать хитом — так и случилось.
Жиза — классное слово, потому что его можно использовать по-разному. Например, друг тебе долго рассказывает о сложной ситуации, и ты такой: «Жиза», — и поддержал его. Ну и «жиза» подходит для описания любой жизненной ситуации.
Варвара Краминова: Слово «жиза», с одной стороны, легкое, а с другой — у него есть мрачный подтекст. В нашем альбоме есть треки и про расставание, и про драку — в нем мы охватываем все положительные и отрицательные стороны жизни.
На обложке альбома изображены четыре глаза. Один глаз — один участник группы?
А.Д.: Да, по глазу на каждого участника. Изначально обложка должна была выглядеть как типичная картинка для альбома в жанре гиперпоп: с налетом ретрофутуризма, глитчем, странными градиентами. Но мы быстро поняли, что это не то, что нам нужно.
Мы с Искандером зимой оказались на выставке нашей подруги Насти Кайнеанунг. В ее творчестве прекрасный в своей простоте глаз — повторяющийся мотив. Мы вышли покурить и чуть ли не одновременно сказали: «Зачем что-то искать, когда рядом есть Настя?» — и попросили ее нарисовать обложку. Потом глаза появились и на костюмах, в которых мы выступаем: у каждого участника группы есть сетчатый лонгслив с принтом «его» глаза. Мой, например, со слезкой.
В.К.: А мой зеленый.
При первом прослушивании мне стало интересно, как вы пишете свои тексты — чего только стоит строчка: «Ой, какой ковер красивый здесь,/ Я хочу такой себе домой». Расскажите свою любимую историю создания песни.
В.К.: Обычно все песни мы создаем вместе с Антоном. Как-то раз на карантине мы дописывали песню «Лицо» по зуму, поругались, и после этого я придумала строчку: «Это было недоразумение, извиняюсь, прошу прощения». Мы созвонились снова, долго ржали и помирились. В итоге песня получилась очень эмоциональной.
Каких исполнителей вы сами слушаете ради текстов?
В.К.: Вчера я много слушала Егора Летова. Из современных групп с классными текстами советую «Сине сине небо», «ИльяМазо», «миром правят собаки».
А.Д.: Еще «Дом престарелых аутистов», которые сейчас переименовываются в «Дом прекрасных аустов».
Один куплет из песни «Жиза» должен был исполнять Хаски, но сказал, что как-нибудь в другой раз. С кем бы вы мечтали записать фит?
В.К.: С Хаски все-таки хотелось бы. И еще с Найком Борзовым. Я была на его последнем концерте — он невероятный человек в солнцезащитных очках, от него исходит любовь.
В ваших треках слышны народные мотивы. Вы специально используете народные мелодии?
В.К.: Нет, это просто прет из нас.
А.Д.: Мы не можем это контролировать.
Трудно ли сейчас бороться за слушателей в Москве, где постоянно появляются новые группы?
В.К.: С этого лета мы очень внимательно начали относиться к нашей аудитории. Теперь мы понимаем, что это за люди, какие они, а еще мы нашли свой образ. Мы четырехголовое чудовище, ультимативный сказитель — на концертах начинаем орать, визжать и всех заставляем вникать в нашу музыку.
А.Д.: «Тебе придется слушать».
В.К.: Конечно, мы хотим, чтобы у нас было больше слушателей. Хочется всех обхватить и поглотить.
А.Д.: На «Стереолете» (ежегодный музыкальный фестиваль в Санкт-Петербурге. — Прим. ред.) мы во время выступления обмотали толпу стоп-лентой, как будто танцпол — это место преступления.
В.К.: Да, нам нравится делать шоу и агрессивно себя вести.
Никита Чернат: А я люблю бегать с гитарой в толпе.
Что стоит делать под вашу музыку и что вы под нее делаете?
В.К.: Можно послушать нас, когда грустно. Внутри треков много всяких придумок: когда слушаешь внимательно, появляется ощущение, что ты впитываешь в себя что-то, что может привести голову в порядок.
А.Д.: Я бы надел наушники дома и потанцевал от души. В любом состоянии. Вообще в этот альбом можно было бы включить запись, на которой я бы хорошенько проревелся и такой: «Жизнь прекрасна, я сейчас включу “Созвездие Отрезок” и буду плясать, будто завтра не наступит никогда». А еще, мне кажется, под наши песни классно ездить на велосипеде. Представляю, как включаю «Жизу» и еду мимо Яузы от Медведково.
Н.Ч.: Можно послушать альбом в тачке, выкрутить басы — они на «Жизе» мощные. Или просто включить, когда куда-то идешь.
Беседовала Анна Воробьева