Фред Эллис «Интервенты», 1930 год
Фото: пресс-служба музея парка «Зарядье»
Фред Эллис «Интервенты», 1930 год

Фред Эллис «Интервенты», 1930

Работы американского карикатуриста показывают очень редко. Хотя у него интереснейшая судьба. Он бросил школу, трудился у американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, в 1905 году участвовал в забастовке чикагских рабочих, которые требовали повышения заработной платы, затем стал штатным художником газеты коммунистической партии The Daily Worker. В 1930-е Фред Эллис приехал в Москву, где создавал сатирические рисованные антикапиталистические сюжеты для «Правды», «Известий» и Moscow Daily News.

Александр Дейнека «Работать, строить и не ныть!», 1933 год
Фото: пресс-служба музея парка «Зарядье»
Александр Дейнека «Работать, строить и не ныть!», 1933 год

Александр Дейнека «Работать, строить и не ныть!», 1933

На выставке работы Эллиса соседствуют с плакатом «Работать, строить и не ныть!» Александра Дейнеки. Главная героиня готовится к метанию диска, юноши на дальнем плане сдают нормы ГТО, ведь все советские граждане должны были быть готовы к труду и обороне.

Дмитрий Моор «Помоги!», 1921 год
Фото: пресс-служба музея парка «Зарядье»
Дмитрий Моор «Помоги!», 1921 год

Дмитрий Моор «Помоги!», 1921

Пронзительная работа Дмитрия Моора написана под впечатлением от засухи и голода 1921–1922 годов. На выставке этот плакат с изображением обессиленного крестьянина с поднятыми руками расположился в нише китайгородской стены. Впечатление производит очень сильное и страшное.

Кукрыниксы «Скорая помощь, или Трюки», 1952
Фото: пресс-служба музея парка «Зарядье»
Кукрыниксы «Скорая помощь, или Трюки», 1952

Кукрыниксы «Скорая помощь, или Трюки», 1952

Трио Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова тонко подмечало нюансы и внутренней, и международной политики. В начале Великой Отечественной войны их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился на улицах столицы одним из первых. После 1945-го художники продолжили работать в жанре карикатуры, переключившись на критику капиталистического мира.

Рубен Сурьянинов «Капля — тонны сберегает», 1982 год
Фото: пресс-служба музея парка «Зарядье»
Рубен Сурьянинов «Капля — тонны сберегает», 1982 год

Рубен Сурьянинов «Капля — тонны сберегает», 1982

Плакат времен заката коммунистической идеи уже не такой выразительный, как работы прежних лет. Вместо тотального красного — сдержанный синий. Да и сама символика более упрощенная, чем у мастеров 1930–1960-х годов.

Петр Караченцов «Каждый колхоз, каждый завод», 1936 год
Фото: пресс-служба музея парка «Зарядье»
Петр Караченцов «Каждый колхоз, каждый завод», 1936 год

Петр Караченцов «Каждый колхоз, каждый завод», 1936

Работа Петра Караченцова с равным успехом могла бы быть и обложкой рок-альбома 1970-х, и стимпанк-комиксом. В 1920–1930-е годы в Советском Союзе развивалась авиация — подготовку пилотов вели в каждом областном центре.

Дени, Николай Долгоруков, Андрей Юмашев «Кто силен в наше время в воздухе, тот вообще силен», 1939 год
Фото: пресс-служба музея парка «Зарядье»
Дени, Николай Долгоруков, Андрей Юмашев «Кто силен в наше время в воздухе, тот вообще силен», 1939 год

Дени, Николай Долгоруков, Андрей Юмашев «Кто силен в наше время в воздухе, тот вообще силен», 1939

У плаката три автора. Классик агитационной живописи Виктор Денисов (Дени), Николай Долгоруков и Андрей Юмашев. О последнем стоит упомянуть отдельно: художник, летчик-испытатель, командующий ВВС Южного фронта ПВО, участник подготовки штурма Берлина. Еще до революции он учился в Обществе поощрения художеств, но с 1918 года посвятил себя авиации. К живописи Юмашев вернулся, только выйдя в отставку в 1946 году, и занимался ей до конца жизни.

Подготовила Анна Попова