Неудавшийся человек. О фильме «Молодость» Дмитрия Давыдова
19 января в российский прокат выходит «Молодость» Дмитрия Давыдова, ведущего якутского режиссера. В своих фильмах он последовательно изучает деревенскую жизнь и задается вопросами о будущем региона. Какие опасения испытывает автор — в материале «Сноба»
Одним абзацем
В отличие от других якутских режиссеров, Дмитрий Давыдов не романтизирует деревенскую жизнь и четко видит проблемы малого общества. Проблемы региона автор показывает через небольшое путешествие Васи, вернувшегося на родину после попытки обуздать город. С момента его отъезда прошло 20 лет, эти годы изменили все и ничего одновременно: одни люди живут прошлым, другие плывут по течению, на улицах стоят те же деревянные дома, что и десятилетия назад. «Молодость» — это страшное кино о гибели деревни, уснувшей в коконе безвременья, и о человеке, осознавшем, что жизнь бессмысленно потрачена.
Подробно
20 лет назад Вася (Альберт Алексеев) переехал из деревни в город, поступил на сварщика, но не доучился. Он женился, развелся и вернулся в заброшенный родительский дом. В провинции время будто застыло, только одноклассники Васи повзрослели, завели семьи и годами трудятся на одних и тех же работах. Человеку с неустроенной жизнью ничего не остается, как запивать водку колой и ходить в гости к старым друзьям — то есть делать все, чтобы не думать о бессмысленно прожитых годах.
Якутский режиссер Дмитрий Давыдов совершил прорыв для регионального кинематографа, победив в конкурсе кинофестиваля «Кинотавр» с мистической драмой «Пугало» (2020). В отличие от других региональных кинематографий, якутское кино автономно, его создатели снимают фильмы для местных зрителей, которым продукция из Москвы или из-за границы мало интересна. Причина этого в специфичности якутской культуры и наборе тем, которые беспокоят людей. Одна из центральных — противостояние города и деревни, где первый стирает идентичность якутов, рушит их судьбы и семьи, несет зло («Нет бога кроме меня»), а вторая же сохраняет все важное («Надо мною солнце не садится»). Конечно, этот антагонизм не абсолютен, жизнь в деревне так же проблемна, как и в городе. Об этом Давыдов вместе с его другом и коллегой Степаном Бурнашевым («Черный снег») снял альманах коротких историй «Ыт» (2021): коррупция, алкоголизм, бедность уничтожают любые общества, в том числе и малые. Якутское кино выигрывает по сравнению со столичным в остроте конфликтов и четком понимании запросов социума. В «Молодости» Давыдов, как и в своих предыдущих работах, ставит вопрос о благополучном будущем Якутии.
Линия главного героя Васи в «Молодости» второстепенна, это постоянно подчеркивается операторской работой, сосредоточенной на интерьерах и пейзажах. Дмитрий Давыдов не просто так снимал фильм зимой, ему было важно показать замороженность времени якутской деревни. Годы идут, на улицах стоят те же дома, в домах — та же мебель, только люди стареют и умирают. Васю окружают призраки прошлого и настоящего, один мужчина просит вернуть скутер, взятый «покататься» 20 лет назад, а знакомые в разговорах вспоминают о могиле родителей, к которой так никто и не возложил цветы. Портретам реальных людей Давыдов предпочитает их тени — так он отражает мир Васи, где есть только воспоминания о беззаботной молодости и рухнувшие надежды на счастливую жизнь. Казалось бы, старые друзья и родственники должны помочь попавшему в беду Васе, но во вселенной режиссера каждый человек живет в своем маленьком и закрытом мире. Иногда жители деревни приходят на вечеринки в клуб, который построили еще в советское время — мужчины и женщины в возрасте пьют здесь дешевый алкоголь и танцуют.
Об СССР напоминает не только это здание, но и коробок с серебряными копейками, который главный герой находит в подвале родительского дома. Эти деньги можно было обменять на что-то ценное, но сейчас им обрадуется только старьевщик. Современные купюры тоже не символизируют ничего хорошего — на них Вася покупает водку и кока-колу, чтобы сделать себе подростковый алкогольный коктейль и напиться от отчаяния. К сожалению, Дмитрий Давыдов не дает пути для решения проблемы, а заостряет ее — зато делает это с холодным мастерством уровня Михаэля Ханеке. Но если у австрийского мастера в «Любви» (2012) старик ловил птицу, символ жизни, то у Давыдова Вася весь фильм пытается прибить муху — признак смерти. Да только муха невидимая, и убить ее невозможно.