
О режиссере Антоне Федорове

Антон Федоров громко заявил о себе в 2020 году, поставив нашумевший роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре», хотя это был далеко не первый его спектакль. В его «Ревизоре», представленном за год до этого в театре «Около», и в постановке «Это не я» по пьесе Арсения Фарятьева (пространство «Внутри») уже наметились многие будущие черты его режиссуры: стремление к фантасмагории, игра со стереотипами, клоунада, особая манера работы с артистами.
У Антона — два образования (актерское и режиссерское), оба он получил в Щукинском театральном училище. Но актером проработал недолго (по словам самого Федорова, актерство мало его увлекало, он всей душой тянулся к режиссуре). Закончил он курс Юрия Николаевича Погребничко, учителя своего боготворит, многое у него перенял, при этом стал совершенно самобытным мастером. И главным образом перенял он удивительное свойство ни на кого не оглядываться, не задумываться о зрительском успехе, создавать на сцене свой мир, без страха быть непонятым, — мир, устроенный по законам, выламывающимся из общепринятых и трудно поддающимся описанию и определению.
Универсальность Антона Федорова

За последние пять лет, ставшие для Антона Федорова периодом творческого подъема, он успел поработать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и на региональных сценах: его спектакли шли в Воронежском камерном театре, московском театре «Маска» (где идет «Мадам Бовари» театрального агентства «Арт-Партнер XXI»), театрах Казани и Альметьевска, а также в небольших пространствах («Пространство «Внутри», Театр.doc). Недавно Федоров занял должность главного режиссера новосибирского театра «Старый дом», однако продолжает активно сотрудничать с известными столичными театрами, среди которых московский ТЮЗ, Театр наций и «Гоголь-центр» (в прошлом).
У Антона есть сложившийся коллектив: артисты Наталья Рычкова (его жена), бывший актер «Гоголь-центра» Семен Штейнберг, Сергей Шайдаков, Дмитрий Куличков, Роза Хайруллина, композитор и актер Григорий Калинин, сочиняющий музыку почти ко всем спектаклям Федорова, аниматор Надя Гольдман, художник по свету Игорь Фомин. И при этом, в какой бы новый театр Антон ни пришел, он умудряется в кратчайшие сроки не только очаровать труппу, но и «подчинить» ее себе, завоевать доверие, заразить своими идеями и погрузить в свою эстетику.
Федоров берется за самый разный материал для сценического осмысления, будь то классика («Ревизор», «Собачье сердце», «Морфий» и «Записки юного врача» Булгакова, объединенные в один спектакль, «Вишневый сад»), современная драма («Ребенок» нобелевского лауреата норвежца Юна Фоссе), или крупная литературная форма самых разных эпох и авторов (романы «Петровы в гриппе» Сальникова, «Мадам Бовари» Флобера, «Дон Кихот» Сервантеса, «Котлован» Платонова). Режиссер находит вдохновение в советских мультфильмах: недавно он выпустил спектакль «Е-Е-ЕЕ!» по «Бременским музыкантам» в театре «Старый дом». Пишет он и собственные тексты: один из самых популярных его спектаклей «Где ты был так долго, чувак?» в пространстве «Внутри» создан им в соавторстве с драматургом Алексеем Френкелем и актрисой Розой Хайруллиной. Текст спектакля «Королевство кривых зеркал» (Альметьевский татарский драматический театр) по повести Виталия Губарева и советскому фильму-сказке также полностью переписан и переосмыслен Федоровым и драматургом Арсением Фарятьевым. Вообще инсценировки к спектаклям Федоров пишет преимущественно сам.
Перевертыши

Антон Федоров, берясь за классическое, широко известное произведение, чаще всего помещает героев в иную среду обитания (в «Ревизоре» персонажи как будто находятся в лечебнице для душевнобольных) либо вообще лишает действие очевидных примет времени и сильно смещает акценты в трактовке персонажей, порой на прямо противоположные.
Дон Кихот получился у него не благородным, наивным рыцарем, мечтающим совершать подвиги и вечно попадающим впросак, а кровожадным разбойником. Профессор Преображенский (Игорь Гордин) из «Собачьего сердца», умный, интеллигентный человек (у Булгакова), похож в спектакле Федорова на властного фанфарона, способного одним звонком решить проблему «уплотнения» в квартире. Шариков же (Андрей Максимов), несмотря на свое отвратительное, скотское поведение, в конце спектакля вызывает жалость, когда его опять решают вернуть в собачью шкуру.


Мадам Бовари у Флобера действительно искала любви в каждом встречном, но была не способна разглядеть подлинное чувство к ней своего мужа. Федоров же делает из нее (Наталья Рычкова) похотливое, малоприятное и даже жестокое существо, ненавидящее всех окружающих. Муж ее Шарль (Семен Штейнберг) — типичный подкаблучник, любящий свою жену урывками, по расписанию, вряд ли способный испытать настоящее чувство.
Но тут стоит оговориться, что не во всех спектаклях Федорова трактовка образов главных (и неглавных) персонажей столь далека от оригинала. Скажем, в «Вишневом саде» (Камерный театр, Воронеж) все персонажи хоть и похожи на ходячих сомнамбул, вполне вписываются в чеховские рисунки ролей и передают ощущение краха прежнего мироустройства. То же самое можно сказать и про Акакия Акакиевича (Сергей Шайдаков) из гоголевской «Шинели» в пространстве «Внутри»: маленький человек в своей крохотной, точно кукольной квартирке, в холодном и неуютном Петербурге, вдруг обретший одну-единственную мечту. И пусть он ходит на огромным ходулях, тем самым показывая нам мнимое величие маленького человека, его огромный рост в сущности ничего не меняет в его характеристике.
Трагизм и комизм

Почти все федоровские спектакли демонстрируют нам несовершенство этого мира, безысходность, крах иллюзий и надежд. Будущее видится ему туманным, неопределенным и чаще всего трагичным. Можно даже сказать, что будущего никакого и нет. Есть только настоящее, которое похоже на сновидение. Его спектакли напрочь лишены света в конце тоннеля. Действие «Вишневого сада» происходит на пустой сцене, от которой веет затхлостью и запустением (какая там весна, на дворе — глубокая осень). А где же пышно цветущий вишневый сад? Вместо него по центру — огромная лужа, в которую то и дело попадают артисты и которая затягивает их в водоворот нескончаемых и неотвратимых бедствий.
В «Собачьем сердце» неудавшийся научный эксперимент становится чуть ли не приговором всему человечеству. Действие «Дон Кихота» происходит в прачечной, выступающей полигоном для кровавых игр главного героя (Тимофей Трибунцев), но с появлением «сильных мира сего» — Герцога и Герцогини — все его «игры» заканчиваются, начинаются уже издевательства над ним самим, и так по кругу, как в барабане стиральной машины.



