Кадр из фильма «Заговор в Каире»
Кадр из фильма «Заговор в Каире» Фото: arte France Cinéma

Одним абзацем

Тарик Салех — шведский режиссер с египетскими корнями, он создает политическое кино, которому нет места на родине его отцов. «Заговор в Каире» рассказывает про борьбу государства и духовных лидеров за влияние в обществе. Меж двух огней оказывается юный Адам, студент института по изучению ислама, которого для слежки завербовал полковник госбезопасности. Через историю о двух слабых людях Тарик Салех показывает механизмы работы авторитарного правительства, готового пожертвовать всем ради сохранения статус-кво. Прошлый фильм Салеха заканчивался революцией, этот же — вечной мудростью: «Зорко одно лишь сердце…» И его свет непременно победит любое зло.

Кадр из фильма «Заговор в Каире»
Кадр из фильма «Заговор в Каире» Фото: arte France Cinéma

Подробно

Каирский университет аль-Азхар — одно из мест силы исламского мира. Там обучают имамов, которые потом возвратятся в родные деревни и будут нести слово пророка. Туда поступил сын обычного рыбака Адам (Тауфик Бархом). Он очень наивен, но искренне верит во всевышнего. Вскоре после его приезда в столицу умирает великий имам аль-Азхара, за важнейшую позицию начинается политическая борьба. Государство хочет поставить своего человека, а для этого нужно уничтожить репутацию неподконтрольных кандидатов: на грязную работу Адама вербует полковник службы госбезопасности Ибрагим (Фарес Фарес), в начале не сомневающийся в правильности своих действий.

«Заговор в Каире» (оригинальное название «Мальчик из рая») снял шведский режиссер с египетскими корнями Тарик Салех. Его дедушка учился в аль-Азхаре, но сюжет фильма не основан ни на семейных историях, ни на реальных событиях. У Салеха свои, особенные отношения с Египтом: после выпуска его предыдущей работы 2017 года «Случай в отеле “Нил Хилтон”» (Гран-при кинофестиваля в Санденсе) режиссеру запретили въезд в страну. Он показал высокий уровень коррупции в полиции и государстве, который привел к знаменитой «Арабской весне» 2011 года и свержению президента военными. Почему же новое правительство, осуществившее революцию, объявило Тарика Салеха персоной нон-грата? Фильмы о событиях прошлого всегда говорят о проблемах настоящего. По мнению Салеха, нынешний режим ничуть не лучше старого.

Кадр из фильма «Заговор в Каире»
Кадр из фильма «Заговор в Каире» Фото: arte France Cinéma

Оригинальное название картины «Мальчик из рая» показывает двоякость образа Адама. С одной стороны, он входит в доверие к кандидатам на место имамов, чтобы потом их предать, а с другой — верит в бога и считает, что помогает полковнику во имя добра. Ему объяснили, что радикалы во главе религиозного учреждения очень опасны, они ввергнут нестабильную страну, а затем и весь исламский мир в хаос. Поэтому Адам почти безропотно подчиняется, что очень сильно удивляет полковника Ибрагима: парень не требует ничего взамен своей работы, его не интересует повышение или деньги. 

Кино о предателях совести снимали и в странах Восточной Европы («Магазин на площади», «Мефисто»): «маленькие люди» сначала пугались государственной власти, а потом радостно удивлялись, когда тяжелая рука их не ударяла, а приглашала в свои крепкие объятия. Политическое кино прошлого века всегда ярко окрашено эмоционально — «Заговор в Каире» же холоден. Тарику Салеху не нужны дешевые манипуляции зрителем, ему важно показать бесчувственность авторитарной машины, ломающей общество под себя. Жители этого государства тихо осознают ужас своего положения. 

В предыдущей работе Салеха люди называли себя добряками, перед тем как выстрелить в спину врагу, — в новом фильме верующие молятся богу, а потом предают во имя него. Если «Случай в отеле “Нил Хилтон”» объяснял причины абсолютного краха гнилой системы бывшего правителя и намекал на скорую гибель нынешнего, то «Заговор в Каире» сконцентрирован на выборе человека между злом и добром, которые иногда трудно различить. Режиссер считает, что истину можно найти, надо лишь следовать зову сердца — эта мысль не нова, но не ради ее воплощения был снят фильм, заслуженно получивший награду в Каннах за лучший сценарий. Автору политического кино Тарику Салеху было необходимо создать кино без цензуры и эзопова языка про жизнь в авторитарном обществе, показать до ужаса узнаваемые механизмы подавления свободы, одинаковые во всех странах. Основной механизм один — разделяй и властвуй.

Автор: Дмитрий Елагин