Однажды в Болливуде. Как смотреть индийское кино
Просмотры индийского кино в России за февраль выросли на 12%. Повышенный интерес к продукции Болливуда связывают с уходом почти половины западного видеоконтента с отечественных площадок. «Сноб» вместе с кинокритиком и экс-редактором журнала «Мир индийского кино» (2007–2013) Анастасией Белокуровой разобрался, как устроен кинематограф в Индии
Считается, что Болливуд — это только «Джимми, Джимми, Джимми — ача, ача, ача». Это так?
Нет! Это миф, который остался со времен показов «Танцора диско» в советских кинотеатрах. Такими странными отечественный зритель запомнил фильмы, выполненные в традиционном индийском смешении жанров «масала».
Что такое «масала»?
«Масала» — уникальный жанр индийского кино, названный в честь смеси индийских специй. Это сравнение не случайно — на протяжении трех часов экранного времени зрителя погружают в острый микс мелодрамы, боевика, комедии и драмы. На Западе в такой эстетике не работают, но частично ее использует Квентин Тарантино. Взорвать Гитлера в парижском кинотеатре — это вполне себе Болливуд. Концовка «Однажды в Голливуде» — тоже. Другими словами, «масала» — это ломка привычных законов кинопроизводства плюс здоровая режиссерская наглость.
Появление «масала» перевернуло индийский кинематограф в 1970-х. Уже в 1971 году страна стала мировым лидером по количеству выпускаемых в год картин. В современной индийской прессе даже писали о жанровом кризисе: примерно 80% от всех болливудских фильмов сегодня — это «масала».
А другое кино в Индии есть?
Есть. «Параллельное кино» (так его называют в Индии) сформировалось в 60-х и существовало до начала 80-х. Его снимали в противовес развлекательному. Интересно, что открылось это «параллельное» измерение в 1968 году — одновременно со студенческими протестами в Париже и торжеством «новой волны» французского кинематографа. Именно тогда бенгальские режиссеры Мринал Сен и Автар Каул опубликовали «Манифест нового кино», где утверждались основные принципы революционного подхода: натурные съемки, дешевое производство с использованием непрофессиональных актеров и сближение искусства с жизнью.
Режиссеры Шьям Бенегал, Сатьяджит Рэй, Мринал Сен, Бимал Рой снимали реалистичные фильмы с социальным уклоном, их с удовольствием брали на международные кинофестивали.
Что из «параллельного» стоит посмотреть
«Королевскую охоту» (1977) Мринала Сена. Хотя бы для того, чтобы перебить впечатление от «Танцора диско» — в обоих фильмах главную роль играет актер Митхун Чакраборти.
Что происходит в индийском кино сегодня
Болливуд ежегодно выпускает по 2000 фильмов, а общие кассовые сборы индийского проката в 2022 году составили 667 миллионов долларов. Некоторые фильмы (например, «Дорога, фильм» режиссера Дева Бенегала) продаются в международный прокат даже раньше, чем появляются в домашнем.
Музыкальность индийского кино со временем сошла на нет. Сейчас появляется все больше фильмов, где режиссеры вовсе отказываются от песен либо они представляют собой ни к чему не обязывающие вставные номера, как в недавнем хите международного проката «Патхан» (2023).
В стране существует своя традиция детектива, фильма ужасов, триллера, остросоциальной судебной драмы — практически нет жанра, который не был бы в той или иной степени освоен и переработан.
Чем именно индийское кино отличается от западного?
В индийском фильме любого жанра обязательно есть черты национального колорита. Например, типичный сюжетный ход для болливудского детектива — переселение душ: герой расследует собственное убийство, заново родившись в другом теле. А в финале болливудского фильма ужасов может внезапно ожить и уничтожить монстра индийская богиня Кали.
Еще в стране производят очень много «ремейков»: берут сюжет голливудской классики или недавнего блокбастера и снимают его копию — с индийскими актерами, национальными костюмами и танцами.
А мировые знаменитости в Болливуде есть?
Есть. Например, «король Болливуда» Акшай Кумар. Десятилетиями его приглашали в голливудские проекты, но актер до недавних пор отклонял все предложения. Несколько лет назад за съемки в сериале Amazon Prime The End он получил 10 миллионов долларов, а в мировом рейтинге 100 самых высокооплачиваемых знаменитостей занимает 52-е место.
С чего начать знакомство с Болливудом
Рекомендуем начать с фильмов «Видимость» (2015), «Гарги» (2022), «У любви нет причин» (2010), «Три идиота» (2009), «Пэдмэн» (2018) и «Звездочки на земле» (2007).
Подготовил Егор Спесивцев