От «Метро» до «Маяковского». Как в России стали популярны мюзиклы
Генеральный продюсер и создатель Национальной премии и фестиваля «Музыкальное сердце театра» Дмитрий Калантаров по итогам проведения мероприятия, которое состоялось в Кузбассе с 10 по 20 ноября, рассказал о том, как за 15 лет в России произошло полное замещение лицензионных постановок на отечественные
В нашей стране существует давняя традиция музыкального театра. Сначала опера трансформировалась до оперетты и водевиля. Следующим этапом во всем мире стало появление в XX веке мюзиклов. Первый отечественный мюзикл, «Свадьба Кречинского» Александра Колкера, поставили на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии в 1973-м. И этот жанр навсегда влюбил в себя зрителей: музыкальные спектакли доступны всем, они не требуют специальной подготовки, чтобы уловить настроение и понять сюжет, чего нельзя сказать об опере и балете, ценителями которых является все-таки узкая категория людей. Оперу и балет нередко ошибочно называют музыкальным театром, а ведь это абсолютно разные жанры.
В этом году в рамках фестиваля «Музыкальное сердце театра» наша команда представила гала-концерт «Великолепная семерка, или Семь чудес света», как раз посвященный этому спектаклю, и тем самым отметила 50-летие российского мюзикла. По решению президента фестиваля Максима Исааковича Дунаевского гран-при за вклад в развитие музыкального театра в России получил композитор Александр Наумович Колкер. В гала-концерте прозвучали произведения и других композиторов, повлиявших на развитие мюзиклов в стране после Колкера: Максима Дунаевского («Три мушкетера», 1974), Александра Журбина («Орфей и Эвридика», 1975) и Алексея Рыбникова («Юнона и Авось», 1979), а также современных востребованных авторов: Кима Брейтбурга, Александра Пантыкина, Владимира Баскина и Евгения Загота.
От «Метро» до «Маяковского»
В конце 1990-х через Бродвей в Москву доехал польский мюзикл «Метро», открывший в стране многолетнюю историю франшизных постановок. Notre Dame de Paris, Mamma Mia!, Chicago, «Призрак Оперы», «Бал вампиров», «Золушка», «Русалочка» и еще несколько десятков бродвейских и вест-эндских хитов поселились на подмостках московских и петербургских сцен. Однако изобилие западных лицензионных мюзиклов не остановило российских авторов, которые продолжали трудиться над материалом и создавать современные музыкальные постановки. Так, в начале нулевых Алексей Иващенко и Георгий Васильев выпустили мюзикл «Норд-Ост» по роману Вениамина Каверина «Два капитана» — но у масштабного проекта оказалась трагическая судьба.
В 2012-м Московский театр оперетты представил мюзикл «Граф Орлов», ставший колоссально успешным. В том же году лидер группы «Король и шут» Михаил Горшенев выпустил рок-мюзикл TODD, сплотивший вокруг себя не только поклонников мюзиклов, но и заядлых рокеров. Что же касается регионов — с успехом шли спектакли Журбина, Дунаевского, стали появляться новые имена, сразу в нескольких городах в начале 2010-х годов ставили мюзикл «Голубая камея» Кима Брейтбурга. Также среди удачных примеров отечественных постановок важно упомянуть реализацию проектов на сценах репертуарных театров страны: Театр оперетты в Москве и Театр музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. Постановки, представленные на сценах этих театров, идут уже много лет, собирая полные залы. В столице это упомянутый «Граф Орлов», а также «Анна Каренина» и «Монте-Кристо». В Петербурге Театр музкомедии первым представил мюзикл «Бал Вампиров», а сегодня он удивляет зрителей спектаклем «Петр I». Другой проект, демонстрирующий успех российских музыкальных постановок, — это городской мюзикл «Маяковский». В первой редакции постановка появилась к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского, а сейчас благодаря художественному руководителю театра Евгению Герасимову его можно увидеть на подмостках Театра на Малой Ордынке, а также в других городах страны на гастролях. Новую масштабную версию мюзикла показали на сцене Московского Кремля в день 130-летия поэта, 19 июля 2023 года.
Музыкальный театр сегодня
В 2006 году почти все номинированные на премию «Музыкальное сердце театра» постановки были франшизными, а отечественных были считаные единицы. Но со временем стали появляться достойные мюзиклы: в том числе победоносное шествие начали «Алые паруса» Максима Дунаевского, поставленные в более чем 30 театрах по России. Теперь с уверенностью можно сказать, что за 15 лет совершенно органично произошло полное импортозамещение. На сегодняшний день из 21 номинированного музыкального спектакля в листе премии нет ни одного лицензионного.
Музыкальные постановки, как самый зрелищный и доступный жанр на театральной сцене, расширяют свое влияние. Современные музыкальные спектакли ставят на сценах драматических или даже кукольных театров. Грани между различными жанрами стираются, что стимулирует развитие театрального искусства. Фестиваль «Музыкальное сердце театра», который исследует музыкальный театр и отбирает лучшие постановки, — доказательство того, что российский мюзикл живет и процветает.
Кадровый вопрос
В середине нулевых была острая нехватка профессионалов-универсалов среди артистов, которые могли бы одинаково качественно и играть, и петь, и танцевать. Но сегодня эта проблема практически решена благодаря появлению специализированных факультетов, отделений и курсов, где обучают этой профессии. Этим славится ГИТИС, где подготовка идет сразу на двух факультетах: музыкального театра, в мастерской Лики Руллы, и на факультете эстрады недавно выпустился курс заслуженной артистки РФ, художественного руководителя Московского государственного театра Роста в Царицыно Нонны Гришаевой. Также три года назад Егор Дружинин стал художественным руководителем курса «Артист музыкального театра» в Институте современного искусства.
На сегодняшний день универсальность театрального артиста — требование профпригодности. Когда в этом году в рамках фестиваля «Музыкальное сердце театра» мы проводили программу «Большой дебют», куда приглашали и отсматривали лучшие студенческие спектакли, среди учащихся специализированных факультетов и курсов были и артисты драмы. Например, курс Виктора Рыжакова Школы-студии МХАТ и Театральный институт при Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Несмотря на отсутствие в вузах специализированного курса, готовящего артистов мюзикла, студенты показали отличный уровень синтетических артистов, которые в дальнейшем будут одинаково комфортно чувствовать себя как на драматической сцене, так и в мюзиклах.
В театральной сфере сегодня есть специалисты, доказавшие свой профессионализм, есть востребованные кейсы, но, конечно, хочется, чтобы было больше материала, режиссеров и постановщиков. В целом каждый год, проводя смотр в рамках фестиваля, мы видим появление новых имен и интересных работ. Но мы в том числе решили пойти постановщикам, авторам, артистам навстречу — и запустили программу «Лаборатория», которая дает возможность каждому из участников продемонстрировать свои компетенции руководителям театров, завязать новые профессиональные знакомства и создать творческие тандемы.
Автор: Дмитрий Калантаров