От правления царя Алексея Михайловича до путча 1991-го. Гид по выставке об истории русского балета
Петербургский Центральный выставочный зал «Манеж», бюро Planet 9 и РОСИЗО при поддержке Президентского фонда культурных инициатив открыли выставку «Первая позиция. Русский балет», посвященную истории создания и развития балетного танца в России. Специально для «Сноба» об экспозиции рассказывает искусствовед и куратор выставочных проектов ЦВЗ «Манеж», член команды проекта «Первая позиция. Русский балет» Ксения Бендина
В феврале 1672 года в Кремлевском театре группа актеров, изображавших римлян, пьяных крестьян и воров, во главе с исполнившим главную роль офицером инженерных войск Николой Лима и немецким пастором Иоганном Готфридом Грегори ставили под музыку Генриха Щтюца «Орфея и Эвридику». Особенностью представления были музыкальные вставки, такие как танец Орфея под аккомпанемент виолы и двух певцов, сопровождавшийся движением декораций-пирамид. Эти танцевальные номера считаются первыми «русскими балетами».
Спустя 350 лет словосочетание стало нарицательным, как «итальянская опера», и ассоциируется не с фарсом в духе комедии дель арте, но с высокой драмой, «Лебединым озером». Само «Озеро», в ряду других классических постановок, не завезенная иностранцами диковина, но один из главных русских «экспортов» на культовую музыку Чайковского, с сотнями гастролей театров России. А русские артисты балета — символ мастерства, плод хореографической системы обучения, которая копируется по всему миру.
Чтобы рассказать о становлении и расцвете русского балета, петербургский Манеж в сотрудничестве с сорока шестью музеями, театрами, библиотеками открывает масштабную выставку-спектакль. Для более чем 800 экспонатов выстроен лабиринт архитектурных декораций от бюро Planet 9, ответственного за недавнее преображение Севкабеля для «Балабанова. Выставки-путешествия». Аванзал оформлен как зрительский зал — с рядами кресел и гигантским занавесом, гостей оповещают о начале спектакля звонком в наушниках. Но спектакль в этот раз перевернут, он направлен сам на себя: посетителю предлагается заглянуть за сцену театра и погрузиться в его внутреннюю жизнь, в рассказ о трехвековой истории, развернувшийся на скрытых завесой двух этажах.
Первый этаж открывает «Царская ложа» — галерея портретов императоров, за которыми разворачиваются истории их отношений с балетом. Для Николая I балет был отражением его политики, еще одним способом манифестации своего правления. Он даже своеобразно поучаствовал в подготовке любимого балета «Восстание в Серале», по сюжету которого невольницы под предводительством Зюльмы устраивают бунт: отправил полк гвардейцев обучать балерин правильно размахивать саблями. Эскизы декораций Андреаса Роллера и картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу» близки к балету по своему духу. Во времена Николая II балет из дела государственной важности стал частью личной жизни: напротив парадного мундира императора в отдельной витрине разместились школьное платье и балетные туфли юной Матильды Кшесинской. Рядом выставлен личный альбом Александра II с фотографиями артистов Петербургского императорского балета, среди которых особенно привлекает внимание изображение Екатерины Числовой, около которой неожиданно появляется голова ее покровителя, брата Александра II, великого князя Николая Николаевича. Дополняют картину разговоры о закулисных интригах, разыгранные для выставки голосами актеров Игоря Миркурбанова и Юлии Рутберг.