
От Пушкина до Маяковского. Литературные музеи Москвы
Музей Маяковского: «Квартира в Студенецком переулке»
Студенецкий переулок, д. 6, под. 2, кв. 20


«Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться», — так в поэме о любви «Облако в штанах» Маяковский обращался к своим родным, отмечая их значимость в своей жизни. Биография Маяковского, его образ и творчество останутся неполными и непонятными, если исключить из них сестер Людмилу, Ольгу и мать Александру Алексеевну, о которых он всегда заботился и всячески пытался помочь. Помог поэт и с первой собственной квартирой в Студенецком переулке. Ее получила Людмила в конце 1927 года от «Трехгорной мануфактуры». Владимир внес первоначальный платеж для вступления в кооператив, а также добился установки телефона. Приходил в гости, с порога вопрошал: «А где моя маленькая мамочка?», пил чай с любимым домашним вареньем и о чем-то тихо беседовал.
По завещанию Людмилы квартира была передана Государственному музею В. В. Маяковского. Обстановка в ней восстановлена по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников. Оказавшись в квартире, можно погрузиться в аутентичную атмосферу, услышать рассказ о жизни семьи Маяковских, их деятельности, направленной на сохранение памяти поэта после его ухода. А еще увидеть портрет Маяковского, написанный Евгенией Ланг.
Евгения Ланг познакомилась с Маяковским в 1911 году. Возникшие между молодыми людьми отношения продлились недолго, буквально несколько месяцев. В 1917 году судьба вновь свела художницу и поэта, но и эта встреча закончилась разлукой, так как в жизни Маяковского уже была Лиля Брик. Евгения эмигрировала из России в 1919 году. Она не стала знаменитой художницей, но ее работы выставлялись в салонах, на групповых экспозициях. В 1961 году, по приглашению Людмилы Маяковской, Ланг вернулась в Москву. До получения личной жилплощади она жила в квартире в Студенецком переулке и подарила немало своих живописных работ. Портрет Владимира Маяковского был показан на одной из парижских выставок. Установить, когда он был создан, очень трудно. Художница писала воспоминания в конце 1960-х, когда ей было почти 80 лет, и память ее иногда подводила. Сначала она говорила, что портрет появился сразу после последней встречи с поэтом в Париже — значит, это 1929 год. Потом сказала, что «через 25 лет возникло непреодолимое желание написать его портрет, потому что когда я закрывала глаза, то я его просто видела» — тогда получается, что это приблизительно 1955 год. Есть также версия, что этот портрет Ланг написала уже по возвращении в Москву, создав копию парижской работы.
Музей Есенина
Большой Строченовский переулок, д. 24

Музей Сергея Есенина открылся к 100-летию со дня рождения поэта. Этот дом в Замоскворечье — единственный официальный адрес поэта в Москве. Здесь около 30 лет жил его отец Александр Никитич, а сам поэт несколько лет до революции тут не только жил, но и был прописан. Дом был построен в 1891 году как купеческое общежитие для приказчиков, конторщиков и мастеровых. Когда Сергей Есенин переехал в Москву из Рязани, то отец устроил его на работу в лавку в качестве помощника, но будущий поэт вскоре перешел в типографию Ивана Сытина, покинув отчий дом. Именно поэтому центр экспозиции — мемориальная комната отца Есенина, и акцент всего музея сделан на московском периоде жизни и творчества поэта. Кроме исторической обстановки дореволюционного жилого дома здесь можно увидеть уникальные предметы: деревянный сундучок, принадлежавший поэту, с которым он, по семейной легенде, приехал в Москву в 1912 году; поднос из квартиры подруги поэта Галины Бениславской в Брюсовом переулке; личные вещи родителей Есенина, среди которых — подушечка-думочка, вышитая руками матери поэта.
Музей Паустовского
Кузьминская, 8

Музей Константина Паустовского — первый и ведущий музей писателя в России. Музей был основан в 1975 году, первоначально находился в статусе общественного, затем — народного музея. В начале 1990-х годов по инициативе Булата Окуджавы, Алексея Баталова, Маргариты Алигер и других деятелей культуры, а также учеников и почитателей Паустовского, музей получил государственный статус.
Музей располагается в старинном парке на территории бывшей усадьбы князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки», в деревянном доме XVIII века, который признан памятником архитектуры. Экспозиция музея рассказывает о художественном мире писателя, мечтавшего о гармоническом единстве природы, человека и общества.
Залы музея представляют собой пять философско-поэтических «Экосов»: «Город», «Море», «Лес», «Мир» и «Дом», объединенных ключевым образом «Дороги». В музее экспонируются личные вещи Константина Георгиевича — рукописи, письма и документы, прижизненные издания, редкие фотографии писателя и его современников. В каждом зале представлены интерактивные экспонаты. Фондовая коллекция музея насчитывает более 25 000 единиц хранения. На сегодня это крупнейшее собрание материалов, связанных с жизнью и творчеством Паустовского. Музейная коллекция постоянно пополняется: теперь здесь хранится подлинная открытка Ивана Бунина 1947 года, адресованная Паустовскому. В своем коротком дружеском послании Бунин пишет, что рассказ «Корчма на Брагинке» (одна из глав книги Константина Паустовского «Далекие годы») «принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы». Открытка была приобретена в собрание музея Правительством Москвы в год 125-летия писателя.
Каждая выставка музея становится настоящим открытием. Одна из них, например, была посвящена тому, как Константина Паустовского в 1960-е годы четырежды выдвигали на Нобелевскую премию по литературе — только недавно об этом стало достоверно известно.
Мемориальная квартира Андрея Белого
Арбат, 55


Единственный в мире музей, посвященный Андрею Белому (Борису Бугаеву), находится на Арбате. Здесь родился и прожил первые двадцать шесть лет — с 1880 по 1906 годы, будущий поэт, писатель, философ, антропософ-мистик. Дом Бугаевых посещали видные профессора Московского университета, где служил отец писателя, а также поэты и писатели, бывал даже Лев Толстой. Сидя на балконе именно этой квартиры, Белый создал произведение «Симфония (2-я, драматическая)», которое сделало его знаменитым.
Фонды музея формировались во многом за счет даров и вещей, которые удалось сохранить потомкам писателя и его окружению. Экспозиция открывается старинной лестницей, на стенах вдоль которой размещеныы фотографии Андрея Белого и писателей-символистов, старые фотографии Москвы начала XX века. В «Детской» собраны материалы, связанные с младенчеством и годами учебы Андрея Белого. Наиболее ценными являются ранние фотографии писателя, портреты его родителей и близких и, конечно же, свидетельство о дворянстве, выписанное ему при поступлении в университет. В центре комнаты — удивительный экспонат: пеленальный конверт Бори Бугаева — не типологический, как часто бывает в музеях, а настоящий, действительно мемориальный, сохраненный дальними родственниками писателя со стороны матери. Следующая комната посвящена Александре Дмитриевне Бугаевой, именно она привила сыну интерес к музыке, живописи, литературе. Особо ценный экспонат здесь — портрет Маргариты Морозовой, выполненный художником Виктором Штембергом.
В «Кабинет отца» вошли экспонаты, связанные с Московским университетом и московской профессурой, друзьями и гостями Бугаевых, материалы, рассказывающие о жизни Белого в Советской России, о работе над последним романом «Москва», в котором прототипом главного героя профессора Коробкина стал отец поэта, профессор Николай Васильевич Бугаев.
В «Столовой» представлена «Линия жизни». Это разноцветная графическая схема представляет собой подробную автобиографию Белого, но не написанную, а нарисованную, вычерченную. Последняя комната, «Гостиная», сохранила свое первоначальное назначение — в память о собраниях «аргонавтов», здесь происходивших, а также о многочисленных гостях квартиры Бугаевых. Сегодня это, как и прежде, место проведения встреч, музыкальных вечеров, научных семинаров и конференций и, конечно же, литературных и художественных выставок.
Мемориальная квартира Пушкина
Арбат, 53


