От Шостаковича до «Грэмми». Рассказываем о номинанте главной музыкальной премии Софии Губайдулиной
Работу Софии Губайдулиной «Гнев божий» номинировали на «Грэмми». Церемония вручения наград пройдет 5 февраля в Лос-Анджелесе. Почему композитора запретили в СССР и как она создает музыку — в материале «Сноба»
Работу Губайдулиной номинировали на «Грэмми»
Композитор София Губайдулина стала одним из претендентов на премию «Грэмми» 2023 года. Ее произведение «Гнев божий» номинировано в категории «Лучшая современная классическая композиция». Премию вручают за классическую композицию, которая написана в последние 25 лет и выпущена в сети с 1 октября 2021-го по 31 сентября 2022-го.
Пьесу «Гнев божий» Губайдулина завершила в декабре 2020 года к 250-летию Людвига ван Бетховена. В конце того же года состоялась премьера произведения. Композицию исполнили на фестивале современной музыки Wien Modern в столице Австрии.
65-я музыкальная премия «Грэмми» пройдет 5 февраля 2023 года в Лос-Анджелесе. Вместе с Софией Губайдулиной в номинации за «Лучшую современную классическую композицию» представлены Энди Акихо, который в качестве инструментов использует посуду, композитор и кларнетист Дерек Бермел, музыкант и обладатель Пулитцеровской премии Кевин Путс и Карлос Симон, в работах которого сочетаются католические мессы и хип-хоп.
Губайдулина получила признание в мире, но была запрещена в СССР
«Я вам желаю идти вашим неправильным путем», — сказал 20-летней Софии во время экзамена в консерватории композитор Дмитрий Шостакович. Напутствие Губайдулина запомнила, спустя десятки лет она вспоминает его и называет большой поддержкой.
Нестандартность девушки замечали и в Московской консерватории, в которой она училась. Преподаватель Тихон Хренников рекомендовал ей писать, как пишут все, на что Губайдулина ответила: «Я так не могу».
Первые годы своей карьеры София Губайдулина зарабатывала созданием музыки к фильмам. В 1967 году она стала композитором мультфильма «Маугли». Позже написала музыку к экранизациям «Крейцерова соната», «Чучело» и документальному фильму «Личное дело Анны Ахматовой». В работе Губайдулина много экспериментировала с ударными инструментами, так как они «содержат сущность существования», рассказала композитор в 2021 году в интервью The New York Times.
На шестом съезде Союза композиторов в 1979 году София Губайдулина подверглась публичному осуждению со стороны композитора и педагога Тихона Хренникова. Вместе с некоторыми другими музыкантами ее имя назвали в списке «хренниковской семерки» — так называли композиторов, которые попали в черный список на радио, телевидении и больше не могли давать концерты. Причиной цензуры стали музыкальные фестивали в Кельне и Венеции: без согласования с советским руководством работы композиторов прозвучали на европейских сценах.
В начале 1980-х концерт для скрипки с оркестром Offertorium закрепил за Губайдулиной статус международного композитора. К этому моменту она уже работала с особой композиционной техникой: для построения структуры и ритма произведения Губайдулина в своих набросках использует математические функции и числа Фибоначчи.
В 1991 году София Губайдулина переехала в Германию, где живет и поныне. В 2002 году она стала лауреатом Polar Music Prize — награду называют Нобелевской премией в мире музыки. В 2023-м ее работу «Гнев божий» номинировали на «Грэмми» — одну из самых престижных музыкальных наград. Композиция стала продолжением «Оратории о любви и ненависти», а «гнев» из названия, как говорит сама Губайдулина, каждый может увидеть и в мире, и в музыке.
Подготовил Петр Бузлаев