Летом классическая музыка норовит вырваться из душных консерваторских залов под открытое небо. И хотя в последние годы только и разговоров про всеобщее потепление, в среднерусской полосе это чревато серьезными неприятностями, включая мокрые ноты и испорченные концертные платья. Поэтому организаторы летних фестивалей стараются не рисковать, предпочитая оставаться под крышей. Долгое время партнером и главным местом прописки проекта Pianissimo был Государственный Эрмитаж. Там в одном из самых красивых эрмитажных залов — «Большом итальянском просвете» — в окружении мировых шедевров проходили концерты молодых исполнителей. Само место обязывало к особой торжественности большого стиля, который молодые пианисты, желая того или нет, примеривали на себя и свою манеру игры.

Вообще,четание музейной старины и обаяние юности — одно из самых важных открытий петербургского продюсера Алексея Городнева для Pianissimo. Одно дело, когда на фоне музейных красот сидит за роялем усталый, все повидавший мэтр, вокруг которого сияет золоченая рама его легенды. И другое дело, когда в этом же антураже оказывается совсем юное существо, вынужденное вступать в невольный поединок с величественным пространством. Кто-то это состязание с честью выдерживает, кто-то тушуется и явно чувствует себя потерянным. Но так или иначе это переживание обязательно входило в состав впечатлений от концертов Pianissimo. Справедливости ради стоит сказать, что проходили они не только в Эрмитаже, были и другие адреса: петербургский Манеж, большой зал «Медичи» знаменитого отеля Kulm в Санкт-Морице, галерея Гари Татинцяна в Москве, актовый зал Валерия Гергиева в Репино…

«ГЭС-2»
«ГЭС-2» Фото: Пресс- служба фестиваля Pianissimo

Нынешним летом к этому впечатляющему списку прибавится еще и самое модное место в Москве — концертный зал «ГЭС-2». Выбор, как мне кажется, тоже не случаен: он знаменует собой элегантный переход от бесстрашного радикализма этой институции на территорию вечных ценностей. От еще недавно прокламируемой революционности — в сторону консервативной классики. Какие могут быть претензии к Баху или Шуману на фоне русских берез, нежно белеющих на фоне Москвы-реки? Правильно, никаких! А то, что поблизости высится скандальная «Большая глина № 4» швейцарца Урса Фишера, так это только добавляет актуальности степенному концертному действу.

При этом искусство, представленное в выставочных залах «ГЭС-2», не идет ни в какое сравнение с сумрачной мощью и вечным экстазом итальянской барочной живописи XVII века в Государственном Эрмитаже. Думаю, тут молодым пианистам гораздо легче настроиться на внутренний диалог с пространством. Да и публика не будет обременена формальностями дресс-кода и сложностями эрмитажного досмотра. И в этом тоже видится требование времени: Pianissimo становится гораздо демократичнее. В том числе что касается цен на билеты.

Зато возрастной ценз исполнителей остается неизменным. Самому молодому пианисту Джану Сарачу из Турции — всего 15 лет, самому взрослому и «маститому» Константину Емельянову — 28. Репертуар концертов подобран довольно затейливо: от старинной музыки Рамо до неоклассицизма Сэмюэла Барбера (концерт Константина Емельянова 2 августа). От романтичного Листа до гармоничной полиритмии Николая Метнера (концерт Илья Папояна 16 августа). Много русской музыки — Мусоргский, Прокофьев, Скрябин, Ляпунов.

Все музыканты имеют за плечами опыт русской пианистической школы: кто-то закончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, кто-то обучался в Петербурге в консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а кто-то, как итальянец Лоренцо Баньяти, прошел магистратуру в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Так что в каком-то смысле фестиваль Pianissimo в «ГЭС-2» — это еще и летняя школа русского пианизма. Никакого грубого напора и непременной ставки на ошеломительную виртуозность. Все настроено на волну нежности. Pianissimo, одним словом.