
Поэтические пейзажи, ярмарочная Русь и звезды фэшн-фото. На какие выставки сходить в Москве в июне и июле
«Русские дикие»
Музей русского импрессионизма
с 18 июня

Совместно с ГМИИ музей представит «дикие», фовистские работы европейских и русских художников начала XX века. Выставка объединит французских фовистов — Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке, русских авангардистов — Илью Машкова, Наталию Гончарову, Ольгу Розанову и других. В 1905 году фовисты на Осеннем салоне в Париже бросили вызов классике, используя дерзкие краски, нарушая перспективу и шокируя публику грубыми формами. Их работы преобразили и отечественное искусство. Русские авангардисты вдохновлялись европейскими художниками, произведения которых они видели на выставках и в коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова. Эпиграфом к экспозиции станет граффити Жан-Мишеля Баскии из собрания Русского музея. Этот холст американского художника поможет посетителям пережить потрясение, которое испытала публика век назад.
«Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов»
Музей Москвы
до 24 августа

Выставка стала своеобразным продолжением самого успешного проекта музея «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» и представляет творчество супругов-художников, чьи работы во многом пересекаются, несмотря на отсутствие совместных проектов. Их творчество объединяет строгановская декоративность, формальная школа ВХУТЕМАСа, влияние Матисса и Сезанна, а также работы Боттичелли и Дюрера. Художники не стремились к революционным высказываниям, а наблюдали за жизнью Москвы и встраивались в исторические изменения. Выставка расскажет о пребывании Бычковой в Париже, её работе с подростками после возвращения и участии Кольцова в реставрации Большого театра.
Экспозиция включает произведения из более чем 20 музеев и частных коллекций, а также фотографии и семейные письма. Впервые творческое наследие художницы Александры Бычковой и скульптора Сергея Кольцова собрано в одном пространстве, что позволяет по-новому проследить историю их любви.
«Борис Кустодиев»
Третьяковская галерея
до 28 сентября


Творчество Бориса Кустодиева охватывает станковую живопись, сценографию, скульптуру и графику. Автор знаменитой «Купчихи за чаем», летописец праздничной Руси писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, передавая колорит и быт уходящей страны. Художник сочетал реализм, импрессионизм и символизм с элементами фольклора. И создал свой авторский стиль — «Страна Кустодия». Особое место на выставке занимает его цикл «Русские типы», воспевающий русских красавиц. Впервые показаны эскизы к спектаклю «Блоха» для МХАТа второго и БДТ.
Монографическая выставка Бориса Кустодиева в Третьяковке разворачивается с масштабом и яркостью. Она наполнена жизнью и жизнерадостностью. Особое кураторское внимание уделено тому, что Кустодиев с молодости был практически обездвижен из-за болезни. Тем не менее, он сохранял и передавал в своих картинах нескончаемый оптимизм и любовь к жизни.
«Я иду искать!»
Хлебный дом музея-заповедника «Царицыно»
cо 2 июля

Выставка в формате тотальной инсталляции «Я иду искать! Современное искусство в традиционном музее» скоро откроется в Царицыно. На площади 541 м² разместятся необычные арт-объекты, медиапроекты и интерактивные экспонаты, созданные специально для выставки модными современными художниками, которых соберёт куратор Катя Бочавар. Экспозиция посвящена «обрядам перехода» — ритуалам, сопровождающим человека от рождения до смерти, включая природные циклы. В девяти залах будут представлены кинетические холсты, голографические анимации, мини-опера и инсталляции. Среди них: «Пир горой» с 165 персонажами, инсталляция Марии Трегубовой о границах сна и реальности, экстравагантные костюмы Андрея Бартенева, метафорическая работа на тему образа матери Ирины Кориной и Ольги Божко, арт-видеоигра Александра Шишкина-Хокусая и многое другое.
«Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Новая Третьяковка (Крымский Вал, 10)
до 18 января


В год 225-летнего юбилея художника Москва, вслед за Северной столицей, предлагает рассмотреть его художественное наследие сквозь призму понятия «гений места». О Карле Брюллове, которого ещё при жизни называли великим, написано немало. Его работы вдохновляли многих гениев литературы и искусства. Жизнь и творчество мастера были изучены со всех сторон. Гений места — это особая атмосфера конкретной территории. Сегодня он стал особенно популярным. Масштабная ретроспектива в Новой Третьяковке исследует, как география, городская среда и климат Рима, Москвы и Санкт-Петербурга повлияли на творчество Брюллова. Выставка также изучает магическую силу каждого города и места, где художник находил вдохновение.
«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов
до 11 января 2026


