Просто быть в искусстве. О программах и попечителях главного театра страны
Большой театр традиционно отмечает свой день рождения 28 марта. «Сноб» и генеральный партнер главного театра страны «Ингосстрах» рассказывают о работе Фонда попечителей Большого и о трудностях, которые приходится преодолевать юным танцорам на пути к большой сцене
Репетиционный зал под самой крышей Большого театра. Свет льется прямо с потолка, создавая атмосферу легкости и воздушности. Так и должно быть там, где проводят свой ежедневный экзерсис и большую часть жизни артисты балета. Они все еще очень юные и, кажется, немного испуганные. Слышатся знакомые термины балетного эсперанто: плие, па-де-бра, жете… Все эти тоненькие балерины, словно сбежавшие с полотен Дега, и юные танцовщики в белых майках со слоганом на груди «Просто быть в балете» — участники нового проекта «Молодежная балетная программа».
Ее автор и вдохновитель, руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев, тоже здесь. Смотрит со своей скамьи пристально и хищно. В балете принято обходиться без слов. Достаточно одного беглого взгляда профессионала, чтобы понять, хорошие данные или не очень. Есть за что зацепиться или лучше отпустить с миром и не терзать своими придирками юное дарование.
Балетный мир жесток и несентиментален, несмотря на всю свою эфемерную невесомость. Юные танцовщики предпочитают об этом не задумываться. У них одна заветная цель — попасть в труппу прославленного театра. Но пока им до этого далеко, как до облаков, проплывающих в просветах потолка. Поэтому лучше туда не заглядывать, а постараться как можно точнее исполнить заданную комбинацию движений уже в центре зала. Ведь ни один их промах или ляп не ускользнет от невозмутимого взгляда Махара Вазиева.
«Молодежная балетная программа», которую поддержал генеральный партнер Большого СПАО «Ингосстрах», стартовала два года назад. По ее условиям танцовщики, прошедшие три отборочных тура, принимаются на стажировку в Большой театр сроком от трех до девяти месяцев. Стипендию и расходы для приезда в Москву оплачивает генеральный партнер, а жилье предоставляет театр. Кроме всего прочего, это еще и уникальная возможность для участника программы увидеть все репертуарные спектакли, поучиться в классах выдающихся мастеров, ощутить себя частью легендарного коллектива.
Девиз «Просто быть в искусстве», замеченный на футболках танцоров, — это парафраз ключевого слогана «Ингосстраха» «Просто быть уверенным». Все так: уверенность в своих силах — главное условие успеха.
Без права вето
Ни попечителей, ни спонсоров у Большого театра никогда раньше не было. С самого начала театр был императорским, то есть государственным, и зависел исключительно от Дирекции императорских театров и покровительства семейства Романовых, которые, как известно, благоволили к балету. Но ввиду своей постоянно петербургской дислокации от Москвы они были далеко. В советские времена власть максимально приблизилась к Большому, по-хозяйски расположившись в бывших царских ложах и партере. Но ни о каких частных спонсорах и меценатах речь не шла. Влиятельные люди с возможностями скорее могли помочь продвижению по карьерной лестнице той или иной артистке или способствовать выгодным назначениям по административной части. Но все-таки первый театр страны, как и в царские времена, находился на полном государственном обеспечении.
Ситуация начала меняться в 1990-е годы, когда бюджета стало категорически не хватать. Тут уже требовались не одинокие энтузиасты и любители прекрасного, а именно флагманы отечественного бизнеса, знающие, как устроена российская экономика, готовые в любой момент прийти на помощь. Неудивительно, что в составе попечительского совета сегодня преобладают первые лица отечественных системообразующих предприятий: «Северсталь», «Ростелеком», ВЭБ, Трубная металлургическая компания. Но есть в этом списке и меценаты по призванию, как, например, Роман Абрамович, Александр Клячин («Метрополь»).
Так совпало, что клуб попечителей и спонсоров Большого театра возник на самом излете финансового кризиса конца 1990-х годов. Жизнь в стране, что называется, налаживалась, но в Большом она дышала на ладан. По словам экс-директора Анатолия Иксанова, Большой развалился на несколько гастрольных групп, которые кочевали по миру. Артисты героически пытались свести концы с концами.
Одновременно появилось множество непонятных коллективов, выступавших под брендом «Гастроли Большого». Престиж некогда великого театра, казалось, безнадежно утрачен. О новых больших постановочных премьерах с хором и мимансом никто не смел заикнуться. На все требовались деньги, а их было в обрез.
Идея создания попечительского совета принадлежала как раз новому гендиректору Анатолию Иксанову. У него за плечами было одиннадцать лет директорства в БДТ им. Г. А. Товстоногова и опыт стажировки в Йельском университете, где его особенно увлекла концепция фандрайзинга для учреждений культуры. Увы, полагающихся десятилетий для создания фундамента стабильности и благополучия у нового директора Большого в запасе не было. Да и экономическая ситуация в стране не слишком этому способствовала.
Зато был надежный союзник — тогдашний министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой, человек театра до мозга костей, известный в прошлом театральный критик, многоопытный дипломат, умеющий ладить с самыми разными ветвями власти и самыми капризными творческими личностями. Это он сумел убедить начальников, что помогать Большому театру — почетная обязанность для всех успешных, богатых и властных. И вообще для тех, кто имеет хоть какой-то вес в российском обществе или претендует на него.
Чтобы эта поддержка не стала разовой или эпизодической, был создан специальный попечительский Фонд, который аккумулировал все средства, полученные от меценатов. Теперь попечители сами могли решать, как их тратить, на что и сколько. Основной капитал Фонда составляла сумма от собранных взносов. Первоначально сумма одного взноса равнялась 150 тысячам евро, потом поднялась до 250 тысяч и выше. На круг выходила цифра, кажется, немаленькая, но даже в самые «тучные» времена она не превышала 5% от общего бюджета, получаемого Большим театром от государства.
Тем не менее эти деньги для театра невероятно важны. Их главное преимущество в том, что их можно использовать без обязательного конкурса и долгих бюрократических согласований. Тут достаточно только решения Фонда. Именно за счет попечителей выплачивались гонорары приезжим звездам и зарубежным постановщикам. Эти деньги шли на дорогостоящие операции артистам в случае серьезных травм. Увы, театральная сцена — территория повышенной опасности. Особенно для танцовщиков.
За щедрые взносы и поддержку попечителям много чего полагается. Например, арендовать именную ложу в бельэтаже, любоваться на логотип своего бренда в программках и буклетах, иметь неограниченный доступ к самым престижным премьерам и лучшим местам в партере.
А вот чего нельзя ни при каких обстоятельствах — это вмешиваться в творческую политику театра. При всех конфликтах, бурях и спорах, которые сотрясали Большой театр последние двадцать лет, эта установка остается неизменной. Ее придерживались и бывший председатель Совета попечителей, первый зампред Госдумы Александр Жуков, и нынешний председатель, президент банка ВТБ Андрей Костин. Даже в самые острые и драматичные моменты (а их было немало) попечители избегали резких заявлений, стараясь добиваться разумного компромисса.
Свою роль Совет видит не только в поиске денежных средств, но и в привлечении административного и профессионального ресурса. Будь то оценка бизнес-проектов или помощь в осуществлении бизнес-планирования.
За эти годы для всех попечителей и спонсоров Большой стал чем-то вроде второго дома. Они тут не просто зрители, чинно фланирующие по зеркальному фойе в ожидании третьего звонка перед началом спектакля. Они знают, что за всей этой красотой стоит труд и жизнь более 3500 человек. Театр нельзя музеефицировать, нельзя превратить просто в прокатную площадку для легендарных спектаклей, хотя многие из них тут идут по несколько десятилетий. Постоянно требуются новые лица, имена, идеи. И неслучайно, что одним из самых важных проектов Большого за эти годы стала «Молодежная оперная программа» под вдумчивым руководством Дмитрия Вдовина, воспитавшего целую плеяду замечательных певцов. Многие из них теперь солисты Большого театра и успешные артисты. Это и Венера Гимадиева, и Оксана Волкова, и Богдан Волков, и Ольга Кульчинская, Андрей Желиховский, Констатин Шушалов, Екатерина Морозова, Юлия Мазурова.
Каждому свой шанс
Лето 2020 года выдалось тревожным для Большого театра, особенно для артистов балета. Затянувшаяся пандемия привела к вынужденной самоизоляции в четырех стенах. Отсутствие тренинга в виде ежедневного класса или вечерних спектаклей действовало угнетающе. К тому же надо понимать балетную психологию: век танцовщика краток, а пропуск одного-двух сезонов означает не только потерю драгоценного времени, но зачастую и утрату физической формы.
Понимая все это, Махар Вазиев принял беспрецедентное решение — начать репетировать новый спектакль. Ему было важно занять артистов, увлечь новым замыслом, заставить снова поверить в свои силы. Так возникла идея четырех одноактных балетов под названием «Четыре персонажа в поисках сюжета». Вазиев выбрал из лучших молодых хореографов четверых: итальянца Симоне Валастро, Брайана Ариаса из Пуэрто-Рико, болгарина Димо Милева и француза Мартина Шекса.
Но тут же встал вопрос: а как их привезти в Россию, отрезанную карантинными кордонами? Вазиев не слишком верил в эффективность онлайн-репетиций, хотя такой вариант тоже рассматривался. Своими тревогами он поделился с известным общественным деятелем и другом Большого театра Олегом Дерипаской. Тот отнесся к проекту сочувственно и пообещал действенную помощь. За хореографами был отправлен личный борт, а все расходы на выпуск незапланированного спектакля Дерипаска взял на себя. И случилось то, на что никто не рассчитывал и никак не ожидал: свой юбилейный 245-й сезон Большой театр открыл балетной премьерой с участием прославленных звезд.
Формально «Четыре персонажа» можно было считать стартом большой партнерской программы с «Ингосстрахом». Хотя на тот момент речь шла лишь о поддержке одного спектакля, следующим совместным проектом стала «Молодежная балетная программа». Махар Вазиев задумал ее довольно давно, но шанс осуществить идею появился только после того, как о ней узнал Олег Дерипаска — новый надежный финансовый партнер.
Речь шла о том, чтобы танцовщики со всей России, имеющие профессиональное балетное образование, получили возможность поучиться у педагогов Большого: вначале стать стажерами, а в самой заоблачной перспективе — пополнить труппу прославленного театра.
Уже само объявление о конкурсном отборе в «Молодежную балетную программу» подействовало на российских танцовщиков как долгожданный сигнал — пора возвращаться к нормальной творческой жизни. Возможность отправить свое видео на конкурс, а в случае удачи приехать в Москву на заключительный тур воспринималась как счастливый знак судьбы, которой хотелось довериться и подчиниться.
Можно сказать, что новый генеральный партнер Большого театра «Ингосстрах» взял на себя роль Феи Сирени из «Спящей красавицы», перед которой, как известно, бессильны даже чары злой Феи Карабосс. Но, оказывается, чудеса творить тоже легко и просто. Наверняка, всех участников «Молодежной программы» должна была вдохновить история брата и сестры Акиба и Амиры Анвар. Выпускники Петербургской академии классического танца им. А. Я. Вагановой, они на свой страх и риск приехали в Москву, прошли сложнейший конкурс и были зачислены в стажерскую группу. Вначале ярко заявил о себе Акиб, а вслед за ним просияла и звезда Амиры. С разницей буквально в три месяца их обоих зачислили в труппу Большого театра. «Я благодарен судьбе за то, что мы с сестрой однажды нашли на сайте театра информацию о наборе в программу, — признается Акиб. — Это изменило нашу жизнь. Наверное, я бы смог работать где-то еще, но Большой театр для меня — это единственная мечта. Я хочу работать только здесь».
Девиз «Просто быть в искусстве» приобрел совершенно новый смысл и значение. Сегодня это не только поддержка юных танцовщиков, но и впервые открывшаяся возможность реально расширить балетную аудиторию в стране. Ни для кого не секрет, что только избранным счастливцам дано попасть на спектакли Большого театра в Москве. Цены на билеты далеко не всем по средствам, к тому же приобрести их по-прежнему невероятно сложно.
«Ингосстрах» предложил другой формат: а что если организовать гастроли артистов балета Большого театра в регионах? Причем показать прославленных звезд в их коронных, заглавных партиях. Так, Денис Родькин и Алена Ковалева блеснули в спектакле «Раймонда» Красноярского театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского, а по случаю 800-летия Нижнего Новгорода был устроен грандиозный гала-концерт с участием ведущих артистов балета и оркестра Большого театра под управлением заслуженного артиста России Антона Гришанина.
Такими гастролями, требующими серьезных финансовых и организационных усилий, ведущая страховая компания и главный театр страны наглядно, а не на словах расширяют традиционные представления о спонсорском партнерстве.
«Мы будем продолжать делать значимые проекты в области культуры и искусства вместе с Большим театром, — заверил генеральный директор “Ингосстраха” Андрей Ларкин, — ведь наше сотрудничество уже стало ДНК нашей компании».
С ним солидарен и генеральный директор Большого Владимир Урин: «Большой театр — это, действительно, особый масштаб. Мы очень рады, что в лице компании “Ингосстрах” нашли верного партнера, поскольку благодаря таким выступлениям мы дали возможность жителям разных городов нашей страны стать зрителями Большого театра. Прекрасным начинанием стала и Молодежная балетная программа, ведь в балете важна преемственность и воспитание новых талантливых кадров».
Возможно, большой балет потому и называется «классическим», что способен, несмотря на всю свою обманчивую бесплотность и эфемерность, побеждать время, пространство и даже законы земного притяжения. Мастер-класс для участников «Молодежной балетной программы» подходит к концу. Будущие Жизели, Одетты и принцы Дезире ловко запихивают свои туфли и балетную амуницию в сумки и рюкзаки. Скоро в это зал придут взрослые артисты, которые доподлинно знают, как на самом деле трудно быть в балете и в искусстве. Но почему-то сейчас об этом меньше всего хочется думать. Особенно когда слышишь смех и голоса юных танцовщиков, когда видишь, как они веселой гурьбой спешат куда-то в сторону служебного буфета. Пусть у них сегодня все будет просто.