Опубликован шорт-лист премии «Сноба» «Сделано в России — 2024»
В Санкт-Петербурге назовут 10 лучших отелей России
Россиянам массово отказывают во въезде в Мексику
В Санкт-Петербурге мужчина украл 56 плиток шоколада и серию книг о Гарри Поттере
Культура

«Сам проект стал для меня процессом медитации». Виталий-Марк Гладышев и Анна Верде о работе над осознанным танцевальным спектаклем

В конце октября в театральном центре «Вишневый сад» состоялась премьера осознанного танцевального спектакля «Медитация». «Сноб» поговорил с режиссером, хореографом и креативным продюсером постановки Анной Верде и автором идеи и продюсером Виталием-Марком Гладышевым о философии спектакля и процессе работы над ним
Здесь и далее сцены из спектакля «Медитация»
Здесь и далее сцены из спектакля «Медитация» Фото здесь и далее: Батыр Аннадурдыев

Из чего родилась идея поставить спектакль-медитацию и сильно ли финальная постановка отличалась от того, что было задумано изначально? 

Год назад у меня возникла потребность поставить нейтральный спектакль, который не будет привязан к информационной повестке, после которого зритель бы мог сказать: «Я чувствую легкость и радость». В то же время я обратился к восточным практиками, в частности к динамической медитации по Ошо. И в какой-то момент в моей голове все сошлось: медитация — крайне театрализованный процесс. Мы встретились с Анной, я рассказал ей о своей идее поставить спектакль, она сразу же ее подхватила. И вот через год — воплощение нашей совместной работы можно увидеть на сцене. 

Одна из ключевых идей Ошо — его незаповеди. В одном из интервью его как духовного лидера спросили о правилах, по которым стоит жить человечеству. И он ответил, что вообще нет никаких правил — живите свободно. Но журналист настаивал, и Ошо сказал, что может сформулировать несколько незаповедей. Это были, на мой взгляд, простые ценности любого адекватного человека. Такие как «живи свободно», «живи здесь и сейчас», «живи с любовью» и так далее. Эти незаповеди легли в основу нашего спектакля.

Много ли в спектакле импровизации или хореографическая партитура четко прописана? 

Мне кажется правильным четко прописывать хореографический текст, когда берешься за масштабную и многослойную работу. То есть идти по пути хореографического развития, а не импровизации или лаборатории. Для «Медитации» было важным держать сюжетную линию и наращивать динамику по всему хронометражу спектакля. В импровизации этого добиться невозможно. Поэтому я подготовила стройный хореографический рисунок, в том числе ритмический, прописала драматургию и только после этой работы над архитектурой приступила к постановочному процессу. Я человек из балетной среды, у меня образование балетмейстера. И в данной работе я пошла по классическому пути, более близкому моей профессии.

Как вы выстраивали драматургию спектакля на такую абстрактную тему?

В нашем спектакле есть легко считываемый сюжет. В основу легли десять незаповедей Ошо. Я их называю принципами. Мы не хотели иллюстрировать эти принципы в формате сурдоперевода. Мы решили уйти от буквальности и долго искали форму, чтобы сохранить баланс абстракции и конкретности в постановке. В итоге я написала сценарий сама, и в его основе — путь героя, история артиста, который в процессе жизни и творческого становления осознает ценности, которые мы заложили в фундамент спектакля.

Эта история идеально легла именно на хореографический язык. С одной стороны, мы показываем процесс медитации достаточно буквально, с другой — предлагаем зрителю образы и смыслы, которые могут прийти в его жизнь в процессе медитации или просто осознанного проживания каждого дня. 

Откуда у вас такой интерес к восточным практикам и мифам в целом?

На первом курсе ГИТИСа я делала работу, в которой отразила использование мифологических сюжетов в работах самых известных художников, начиная с 14-го века и заканчивая современностью. Все они могли обратиться к историческому или социальному сюжету, но выбирали обратиться к чему-то вне времени, к мифу. Мне тоже близок этот путь. Мне кажется, мы можем испытать единение через обнаружение общих архетипов. Зрительский отклик на мои предыдущие работы по темам мифов — начать искать, исследовать, копать в этой теме. Для меня как для режиссера это идеально! Если после «Медитации» зрители будут искать ответы на новые для себя вопросы и попробуют освоить информацию, которую они получили во время спектакля, то это победа для всей постановочной команды. Мы стремились сочетать эмоциональную, психологическую, развлекательную, образовательную функции театра.

Для вас важна просветительская роль театра? 

В том числе, да. Не устану хвалить команду спектакля: в «Медитации» собрались подкованные, глубокие артисты, не только профессионалы своего дела, но и немного философы. Имея такой «материал», мне хотелось сделать работу с долгим послевкусием, а не только красивую картинку-обложку.

Можно ли назвать ваш спектакль иммерсивным? Вовлекаете ли вы в медитацию зрителей?

Я бы не стал называть «Медитацию» иммерсивным спектаклем. Сейчас при слове «иммерсивный» зритель представляет спектакль-бродилку по большому особняку в масках. А ведь включение зрителя может быть и на более тонком уровне. Я собираю обратную связь о спектакле у зрителей и прессы и часто встречаю подобные отзывы: «Во время спектакля я закрывал глаза и медитировал». На нашем спектакле зритель таким образом подключается к постановке. Драматургически мы тоже создали условия для такого включения зрителя. В каком состоянии публика приходит в театр? Часто в суете, после работы, со своими мыслями и проблемами в голове. Уже в начале спектакля танцовщики «соединяются» со зрителями — постановка начинается в хаосе и медленно приходит к спокойному и гармоничному финалу. 

Для кого ваш спектакль? Как вы определяете публику «Медитации»?

Не побоюсь сказать, что наш спектакль — для каждого, для всех, кто готов открыться новому. Лично мне хотелось бы видеть в зале публикую постарше — тех зрителей, у кого уже накопился багаж жизненного опыта и кто будет готов ассоциировать себя с героями. Никакого значения не имеют социальный статус или профессия, только наличие какого-то жизненного опыта. Ведь, если мы ставим одной из задач спектакля пересмотр своей жизни, должно быть что пересматривать. Поэтому, несмотря на возрастное ограничение 12+, я бы рекомендовала этот спектакль аудитории 25+.  

Без чего спектакль бы не случился?

Возможно, отвечу банально, но самое главное в спектакле — это команда.

А самое главное в командной работе — доверие. Виталий доверился мне, команда доверилась мне, мы доверились друг другу, и в итоге у нас все получилось. Никто не задавал неуместные вопросы. Общая картинка для всех артистов, и для Виталия в том числе, сложилась за три дня до спектакля, больше никто ее не видел, я видела ее только в своей голове. И благодаря этому доверию, исключительно доверию, мы смогли сделать спектакль.

Нам действительно очень повезло с командой. От главного творческого тандема постановки хореограф — композитор до рабочих сцены, которые прониклись нашим спектаклем и стали сосоздателями благодаря своей вере в проект. Композитор проекта Илья Дягель сразу почувствовал творческое единство с Анной и с первой встречи понял нашу идею. Он продолжил работу с мифологическим уровнем и добавил к восточной поэтике русский фольклор. В спектакле также звучат необычные музыкальные инструменты, которые создают ощущение иного пространства. Мультиинструменталисты Владислав Леднев и Роман Новиков играют на диджериду, ханге, бендире, канджире и других редких инструментах, которые могут быть знакомы зрителям, если они бывали на аудиальной медитации, например.

Вау! А с какими сложностями вы столкнулись во время работы над спектаклем?

Ох, проект проверял нас на прочность в самых неожиданных моментах. Может показаться по нашей беседе, что все шло идеально с самого начала, но, поверьте, это лишь ретроспективным взглядом так кажется. 

Да, будем честны, в процессе работы возникало много мелких непредвиденных трудностей, которые все время сбивали нас с курса. И в мелочах много всего поменялось, но от общей идеи, цели «Медитации» мы не отказались. Например, в течение года мы пытались собрать команду единомышленников и обращались к специалистам по совершенно разным вопросам: начиная от эскизов костюмов и сценографии, заканчивая музыкой к спектаклю. Илья — не первый композитор, к которому мы обратились, но первый, с кем мы сошлись в художественном видении спектакля. Самым сложным для нас оказался поиск не просто профессионалов в команду, а тех, кто с тобой на одной волне. 

Выходит, самая «проблемная» часть в работе над спектаклем обернулась для вас самой сильной стороной постановки?

Да, верно. Режиссерско-постановочную группу мы искали очень долго. С кем-то даже начинали работать, но через несколько недель понимали, что не сойдемся. Только артистов не пришлось искать — ими выступили мои постоянные коллеги, с большей частью из которых мы уже сделали не один проект. В спектакле задействованы ведущие солисты балетной труппы Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, солисты театра Averdera и мультиинструменталисты Forest Jam Project.

Что помогало вам преодолеть постановочные трудности? 

Мне помогало держать в фокусе идею нашего спектакля. На пике нервного напряжения и физической усталости я говорил себе: «Слушай, мы же делаем спектакль с названием “Медитация”. Давай обращаться к медитации». И это помогало. Я вспоминал об основе медитации — присутствии здесь и сейчас — и старался смотреть на сложности без разделения на «хорошо» и «плохо», без лишних мыслей и суеты. Сам проект стал для меня процессом медитации. И этот опыт я заберу с собой и в будущие проекты. Тот спектакль, который мы показали, мне лично очень помог убрать ненужные слои и находиться здесь и сейчас. 

Следующий показ «Медитации» в театральном центре «Вишневый сад» запланирован на 11 февраля.

Беседовала Елена Свиридова

0
0

Подписывайтесь на наши
каналы в соцсетях:

Телеграм ВК Youtube Дзен Rutube

Читайте также

Игра в гуся: как нижегородцы переосмыслили Автозаводский район

Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

«На ярмарке тебя очень быстро ставят на место». Художница Евгения Буравлева об участии в Cosmoscow, импрессионистах и новой серии

Ирина Костарева «Побеги». Тонкость слуха

Карбас без гвоздей, найденные компасы и фотографии. Зачем идти на выставку об экспедиции по северным морям