Волшебные сани «Морозко»

Иллюстрация здесь и далее: Евгения Кишмария

Зима всегда была временем волшебства, народных гуляний, забав и обрядовых праздников — на Руси главными из них были Святки и Масленица. Весной крестьяне занимались посевом, летом — работой в поле, а осенью — сбором урожая. И только в холодное время года у них появлялось свободное время, и они могли посвятить его всевозможным развлечениям. В этот период гадали, колядовали, принимали участие во всевозможных забавах на открытом воздухе, где можно было не только показать силу, выносливость и ловкость, но и даже найти жениха или невесту.

Одним из самых популярных зимних развлечений было катание на санях. Этой забаве предавались и крестьяне, и знать. И даже монархи не отказывали себе в подобном удовольствии. Так, император Николай II оставил в своем дневнике 16 января 1905 года такую запись: «Были у обедни и завтракали со всеми. Гулял после катания в санях с Аликс, Мишей и Ольгой. Была метель».

В столице Российской империи, в Петербурге, на Неве перед стрелкой Васильевского острова зимой сооружали ипподром, где устраивали гонки на тройках. Импровизированную площадку делали из досок, вокруг нее строили трибуны для зрителей, как правило аристократии. Народ попроще «болел» стоя. По накалу страстей это зрелище напоминало современные хоккейные матчи. К счастью, сегодня современные стадионы позволяют зрителям болеть за любимые команды в гораздо более комфортных условиях. Так, на ВТБ Арена для гостей работает ресторан Platinum, рассчитанный на 430 мест, с изысканным меню в формате шведского стола и тематическими блюдами от шеф-повара, а также с открытым баром. Но самое приятное, что в ресторане есть огромные панорамные окна с видом на футбольный стадион и ледовую арену, поэтому следить за игрой можно, не отрываясь от гастрономических удовольствий. Едва ли массовый зритель в царской России мог позволить себе такое.

Зато все желающие тогда могли сделать ставки — на гонках работал тотализатор. По правилам заезда, запряженные в сани лошади должны были мчаться рысью, а если рысак сбивался на галоп, то выбывал из соревнования. Состязания проходили часто — по выходным, на праздники: в Сочельник, на Масленицу, а главным трофеем был императорский приз.

Но, конечно, сани использовались не только забавы ради, но и как главное транспортное средство зимой. Без них невозможно представить ни бытовую жизнь, ни русский эпос, ни фольклор. Например, в одной из самых знаменитых русских сказок о зиме — «Морозко» — сани играют ключевую роль. Впервые историю о девушке, которую отец по требованию мачехи вывозит в лес, где ее ждут испытания и встреча с волшебным Морозко, зафиксировал собиратель фольклора Александр Афанасьев в Никольском уезде Новгородской губернии во второй половине XIX века. А 1964 году советский режиссер Александр Роу снял по этому сюжету одноименный фильм.

В народном эпосе лес — пространство сакральное, опасное, место встречи с мистическими силами, обитель духов, волшебных существ, территория, где герой сталкивается с трудностями, проходит испытания, преодолевает собственные страхи, взрослеет и обретает опыт. Таким образом, в «Морозко» сани превращаются из бытового предмета в волшебный, становятся ключевым элементом, соединяющим реальный и магический мир, а также неотъемлемой частью странствий, встреч с различными персонажами и испытаний, которые главная героиня должна пройти.

«Серебряные коньки» Петербурга

Катание на коньках — еще одна традиция зимы, широко отраженная в литературе. Лед на реках и прудах всегда был центром зимнего досуга, а катание на коньках служило не только развлечением, но и важной частью культуры. Катки были местом встреч, общения и знакомства. Достаточно вспомнить одну из самых красивых сцен русской литературы — предвкушение Левиным встречи с Кити в романе «Анна Каренина» Льва Толстого: «Он прошел еще несколько шагов, и пред ним открылся каток, и тотчас же среди всех катавшихся он узнал ее.

Он узнал, что она тут, по радости и страху, охватившим его сердце. Она стояла, разговаривая с дамой, на противоположном конце катка. Ничего, казалось, не было особенного ни в ее одежде, ни в ее позе; но для Левина так же легко было узнать ее в этой толпе, как розан в крапиве. Все освещалось ею. Она была улыбка, озарявшая все вокруг. “Неужели я могу сойти туда, на лед, подойти к ней?“ — подумал он. Место, где она была, показалось ему недоступною святыней, и была минута, что он чуть не ушел: так страшно ему стало. Ему нужно было сделать усилие над собой и рассудить, что около нее ходят всякого рода люди, что и сам он мог прийти туда кататься на коньках. Он сошел вниз, избегая подолгу смотреть на нее, как на солнце, но он видел ее, как солнце, и не глядя.

На льду собирались в этот день недели и в эту пору дня люди одного кружка, все знакомые между собою. Были тут и мастера кататься, щеголявшие искусством, и учившиеся за креслами, с робкими неловкими движениями, и мальчики, и старые люди, катавшиеся для гигиенических целей; все казались Левину избранными счастливцами, потому что они были тут, вблизи от нее. Все катавшиеся, казалось, совершенно равнодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой».

Лев Николаевич, как и его герои, тоже любил кататься на коньках. Вместе с дочками он приходил на Патриаршие пруды, где заливали каток. Первый же общественный каток в Российской империи появился в Юсуповском саду в Санкт-Петербурге в 1865 году, а годом ранее в столице был создан первый конькобежный клуб — «Общество ржавого конька». Чуть позже аналогичные клубы появились в Москве, Туле, Ярославле и других городах России. Сам же конькобежный спорт привез в Россию, как водится, Петр I. После смерти императора об этом виде зимнего досуга забыли, но с середины XIX века коньки вновь вошли в моду.

Сегодня, как и во времена Толстого, катки тоже могут быть местом встреч, общения и знакомства. Например, ледовая площадка Академии спорта «Динамо» открыта для всех желающих, вне зависимости от возраста и уровня спортивной подготовки. Большое внимание здесь уделяют качеству льда. Специальная техника регулярно обрабатывает поверхность после каждого сеанса, обеспечивая гладкость и безопасность для всех катающихся. Для посетителей работают пункты проката и заточки коньков, доступно и защитное снаряжение — шлем, наколенники, налокотники, перчатки. Новички могут выйти на лед со своим инструктором, чтобы через какое-то время рассекать лед, как герои фильма «Серебряные коньки».

Эта российская лента по мотивам повести-сказки американской писательницы Мэри Мэйпс Додж вышла в прокат в 2020 году. В центре сюжета — история любви людей из совершенно разных миров. Матвей — сын фонарщика, его единственное богатство — доставшиеся по наследству посеребренные коньки, а Алиса — дочь крупного сановника, которая выросла в огромном дворце и никогда не знала нужды. Девушка мечтает о науке, но ее хотят выдать замуж за князя Аркадия Трубецкого (Кирилл Зайцев). События разворачиваются накануне 1900 года в Санкт-Петербурге. Главные герои картины, в том числе и банда карманников во главе с Алексом (Юра Борисов), передвигаются по улицам города на коньках.

Красная горка «Снегурочки» 

В конце XIX — начале XX века в Санкт-Петербурге действительно много катались на коньках. Как только на Неве вставал лед, она превращалась в главный проспект города. На месте Дворцового моста устанавливались ледяные горы высотой около 25 метров, а скат с них иногда достигал сотни метров. Были катальные горы и на Адмиралтейской площади. Скатывались с них на санках, коньках, а порой и просто на доске или ногах. Под горками кипела своя жизнь — организовывались балаганы, продавались угощения, запускались фейерверки. Горы, как правило, сооружали уже в начале декабря, открыты они были по воскресеньям, а на святочной и масленой неделях — ежедневно.

Ледяные горы были популярны не только в столице, но и в провинции. Это была повсеместная забава. Для катаний с гор использовали естественные скаты — спуски с возвышенностей или спуски к водоемам, которые заливались водой. В особые дни, такие как Масленица, собираясь на гору, все старались приодеться. Девушки и женщины подвязывались кушаками, молодые люди и мужчины надевали праздничные костюмы и начищенные сапоги. Ведь в такие моменты это была не просто зимняя забава, а смотр женихов и невест. Катались по одному, по двое или большими компаниями. Каждый стремился продемонстрировать сноровку, ловкость, умение управлять санями или держаться на ногах. Особенно внимательно следили за катанием девушек и женщин, считалось, что будущий урожай льна напрямую зависит от их ловкости и умения управлять санками. Если катались парами, то молодой человек приглашал понравившуюся ему девушку. Пара скатывалась на небольших саночках, девушка сидела на коленях у потенциального жениха и обнимала его за шею. Поездка могла закончиться поцелуем.

В русских сказках ледяные горки символизировали не только радость и веселье, но и естественные циклы жизни, обновление природы. Подобная горка упоминается в пьесе Александра Островского «Снегурочка». «Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея» или «Красная горка, покрытая снегом» — тут появляется Весна, сюда приходят водить хороводы молодые берендеи — девушки и юноши, здесь Купава встречает Мизгиря и влюбляется в него. С одной стороны, Красная горка является местом, вокруг которого разворачивается действие, но с другой — это символ. Красной горкой называют первое весеннее гуляние молодежи, а также первое воскресенье после Пасхи, которое считается счастливым днем для бракосочетания.

В наше время возможностей для зимнего досуга стало еще больше. На таких площадках, как ВТБ Арена, каждый может написать свою собственную историю. Например, здесь можно арендовать площадку-трансформер под свое деловое или частное мероприятие: день рождения, романтическое свидание, предложение руки и сердца, мальчишник или девичник, свадьбу и детский праздник. Можно провести и тематическую фотосессию на льду или футбольном поле. При необходимости команда спортивного комплекса поможет придумать необычный сценарий, в том числе по мотивам русских сказок.

Автор: Мария Макуш