БоксБалет, 2022

Режиссер: Антон Дьяков

Номинант на «Оскар» этого года, «БоксБалет» — игра на контрастах. Идеальная пара здесь — хрупкая балерина Ольга и боксер со сломанным носом Евгений, а идеальный (и не пугающий, кажется, никого) фон происходящего — исторические потрясения в России. По сюжету обоим героям приходится сделать моральный выбор и разобраться, стоит ли предавать себя и свои принципы ради карьеры. Интервью с мультипликатором, придумавшим «БоксБалет», Антоном Дьяковым можно прочитать по ссылке.

Митина любовь, 2018

Режиссер: Светлана Филиппова

Корабельный мастер Митя влюбляется в девушку, которую случайно встречает по дороге в театр. Но стоило герою объясниться в чувствах — незнакомка исчезает. Митя понимает, что не хочет и не может жить без нее. Герой отправляется искать девушку, зная только номер ее дома. В мультфильме, рассказывающем о поиске вечной любви, есть отсылки к произведениям российских авангардистов и представителей наивного искусства: Ми­ха­ила Ла­ри­оно­ва, На­тальи Гон­ча­ровой, Пав­ла Ле­оно­ва и Лю­бови Май­ко­вой.

Кадр из мультфильма «Очень одинокий петух»
Фото: «Союзмультфильм»
Кадр из мультфильма «Очень одинокий петух»

Очень одинокий петух, 2015

Режиссер: Леонид Шмельков

Необычный и даже несколько абсурдный мультфильм «Очень одинокий петух» после выхода стали называть «анимационным аттракционом» и «мультипликационным хулиганством». Сюжет шестиминутной сценки строится вокруг повторяющегося действия: петух дергает за веревку, которая свисает с неба, — и что-то происходит. Причем каждый раз что-то новое и не поддающееся объяснению: то голова хозяина петуха превращается в грушу, то вообще весь мир — в бескрайнее море. Доходит до того, что герои воссоздают мизансцену из «Трех тополей на плющихе». «Абсурд сложен тем, что когда у тебя нет каких-то четких сюжетных линий, то и непонятно, откуда взяться финалу. — рассказывал режиссер мультфильма Леонид Шмельков. — И я это делаю по ощущениям. <...> Эта сцена ни в коем случае не пародия в злом варианте, это наоборот — объяснение в любви».

Мы не можем жить без космоса, 2014

Режиссер: Константин Бронзит

История о дружбе двух кандидатов в космонавты 1203 и 1204 (зритель не знает их имен — только номера) начинается как комедия, развивается как трагедия, а заканчивается как притча. Номер 1203 выбирают для полета, а 1204 остается в запасе. Во время запуска ракеты происходит катастрофа: 1203 погибает, а его друг впадает в депрессию. Автору мультфильма удается одинаково честно поговорить со зрителями разных возрастов о любви, дружбе, одиночестве и смерти.

Кадр из мультфильма   «Смелая  мама»
Фото: Анимационная студия «Пчела»
Кадр из мультфильма «Смелая мама»

Смелая мама, 2013

Режиссер: Александра Лукина

В основе сюжета «Смелой мамы» — сказка детского писателя Сергея Седова о женщине, которая очень боялась крыс, и о крысе, которая решила захватить власть в доме. Герои мультфильма не разговаривают друг с другом: об их мыслях и чувствах зритель узнает из закадрового текста, который читает актер Сергей Пускепалис. Автор анимации Александра Лукина рассказывает о работе над мультфильмом и его главных идеях — читайте по ссылке.

Кадр из мультфильма   «Друзья»
Фото: Студия анимации «Петербург»
Кадр из мультфильма «Друзья»

Друзья, 2012

Режиссер: Роман Соколов

«Друзья» — музыкальная притча о герое-альтруисте, который готов поделиться с друзьями последним, если это сделает их счастливее. Пытаясь «примерить» на себя мировосприятие главного персонажа, остальные участники истории начинают по-другому относится к вещам и друг другу. Сюжет мультфильма — переложение древней песни одного индейского племени, которая в режиссерском осмыслении кажется особенно современной и актуальной.