Антон Дьяков
Фото: Владимир Яроцкий
Антон Дьяков

Как получилось, что вы стали мультипликатором?

11 лет назад я удрал из рекламы. У меня было свое рекламное агентство, я много лет занимался рекламой, учился этому и какое-то время очень даже любил. Но потом, ближе к тридцати, когда первые кризисы возраста начинают подтачивать, вдруг задумался, что, похоже, я не тем занимаюсь. Сильно погрустнел, да и реклама к тому времени стала скучной, там все изменилось: вместо творчества в рекламу пришли адаптации, вдруг менеджер взошел над всеми и стал всем руководить. Тебя бьют линейкой по пальцам и говорят: «Не надо ничего придумывать, уже все придумали, это очень успешно, повтори или сымитируй». Это «повтори или сымитируй» стало доминирующей фразой, и это скукота страшная. Я удрал в анимацию. Это был поворот довольно смелый, настоящий прыжок в неизвестность. Мы с другом поступили в школу-студию «Шар». И это была довольно тяжелая для нас история, поскольку мы оба взрослые дядьки, а надо снимать жилье, жить, платить, учеба всю неделю, совершенно новый мир. Но это все стоило того. Я был заворожен тем, каких людей я встретил — авторов, художников, режиссеров, готовых обсуждать с серьезным видом твой бред, который ты там пишешь в виде сценариев. Действительно, другая жизнь началась. Я отклеился от рекламы и по сей день рад и даже счастлив.

Что было первым настоящим успехом? 

У меня была первая курсовая работа, называлась «Бах», про улиточку. Курсовая работа была сделана как упражнение: я придумал и сделал походку персонажа — улитки. Принес показывать преподавателю, и тут мне сказали: «Давай ты придумаешь начало и финал, и будет настоящий фильм». Отлично. Придумал, сделал. И этот фильм тем летом взяли просто везде, он поехал на все фестивали. На Международный фестиваль анимации в Анси попал — этот фестиваль считается самым крутым и престижным. А это мой первый курсовичок, кракозябра студенческая. Довольно любопытная была поездка, и, безусловно, это огромное  везение, что с первой такой маленькой работы, которой я даже не придавал значения, этот мир открылся для меня.

Но, надо сказать, что вернулся я из Анси очень расстроенным: я посмотрел массу работ, кучу идей, увидел сотню людей со всего мира, которые рисуют. И понял, что все мои идеи, к сожалению, не сильно оригинальны. Это грустно. Но это очень хорошо отрезвляет. И благодаря этой моей улиточке я пересмотрел свои идеи, планы и получил такой опыт, который другие за годы не получают.

Антон Дьяков
Фото: Владимир Яроцкий
Антон Дьяков

Теперь ваш мультфильм номинирован на «Оскар». Какие условия нужно выполнить, чтобы попасть в лонг-лист?

Я точно не знаю. Этим занималась студия «Мельница», ее директор Саша Боярский. Знаю, что сначала объявили лонг-лист, там 85, кажется, работ, потом шорт-лист.

Для «Оскара» нужно, чтобы фильм имел победы на международных фестивалях, которые котируются в Киноакадемии. Наш «БоксБалет» победил в парочке таких. Вообще, у фильма было много побед: в Австралии, в Канаде, в Италии, во Франции на Международном фестивале мультипликационных фильмов в Анси был показ. Я спокойно как-то к этому всему отношусь. За «Оскаром» не следил и особо ни на что не рассчитывал. Но тут мы попали в номинанты, и у меня телефон просто «рухнул»: море звонков, поздравлений. Очень приятно. Мне даже написал Джон Маскер, а это, на секундочку, режиссер настоящей рисованной диснеевской классики, который снял «Алладина» и «Синдереллу». «Я видел твой фильм, — говорит, — он мне очень понравился. Дай мне копию, буду показывать своим ученикам». Кучу слов приятных написал. Мы теперь переписываемся. Я очень рад.

Расскажите про мультфильм «БоксБалет». Любите его?

Люблю. Он мне по-настоящему дорог. Но это несложное кино, я вообще не люблю сложные фильмы. Я не хочу из себя корчить что-то более сложное, чем я есть на самом деле. Когда меня спрашивают про «БоксБалет», первое, что я вспоминаю, — самые первые показы на анимационном фестивале в Суздале, это было в 2020-м, и глаза девчонок, девушек, взрослых женщин — они его как-то очень эмоционально приняли, буквально со слезами. Я не был готов к этому, поэтому очень ярко запомнил такой зрительский эмоциональный отклик.

В мультипликации есть понятие моды на что-то, какие-то понятные тенденции?

Мейнстримчики? Есть, конечно. В последний раз на фестивале все в том же Анси (еще до пандемии) мне показалось, что в Европе нарастает сильная инверсия. Люди проецируют какую-то свою внутреннюю боль в анимационные работы. Тенденция в европейской анимации сейчас: «Посмотрите, какой у меня глубокий, сложный внутренний мир». Это основная интонация во многих фильмах. Этого много, и это довольно тяжело.

Мне такая интонация не очень близка, мне кажется, что анимация может быть еще очень яркой, хлесткой, борзой, четко артикулированной. Собственно, мой фильм «Горю» — последняя работа на сегодняшний день — он как реакция, как антитеза тем работам, которые я видел там. Такой фильм — мой ответ.

Его показали первый раз всего неделю назад на Российском фестивале анимации в  Суздале, но совершенно непонятно теперь, какая у него будет жизнь, сможет ли он куда-то поехать, попасть на какие-то фестивали международные или нет. Небольшой фильм, но для меня очень важный.

Волнуетесь перед «Оскаром»?

Совсем не волнуюсь. Каждый день работаю над текущими проектами. Один проект сейчас в активной фазе, второй — в пассивной. И еще два сценария мы с соавтором пишем. Подробности не буду рассказывать. Один сценарий — это экранизация книги, которая меня как-то потрясла, что редко со мной бывает. Книга современная, современного нашего автора, не буду называть тоже, чтобы не сглазить.

И еще один сценарий фантастический. Большая работа. Еще небольшой короткометражный фильм в запуске на студии «Шар», на моей родной, где я когда-то учился. Есть чем заняться, мягко говоря.

Будете смотреть церемонию награждения?

Если только мой соавтор Андрей Васильев позовет меня в гости, если он приготовит свою фирменную баранину, разведет свой фирменный спирт в правильной конфигурации, если мы досидим до этого времени и если это все можно будет где-то посмотреть. А если без баранины — смотреть не буду. Узнаю результаты утром. 

Топ-3 мультфильмов, которые вы рекомендуете посмотреть для собственного удовольствия?

«Злой Бог» Фила Типпетта (2014 год), «Галактический экспресс 999» Лэйдзи Мацумото (1978 год) и «Мистер Паскаль» Элисона Де Вира (1979 год).

Беседовала Мария Маханова