Экспозиция ярмарки Catalog
Экспозиция ярмарки Catalog Фото здесь и далее: Роман Коноваленко

Текстиля стало заметно меньше — это бросается в глаза, когда делаешь первый круг по ярмарке. Кажется, этот тренд постепенно покидает арт-рынок, что не может не вызывать облегчения: на последнем WIN-WIN, где фокус был, наоборот, на текстильном искусстве, зритель довольно быстро устал от ковров и вышитых крестиком холстов. Организаторы третьего выпуска ярмарки Catalog подметили эту усталость — стенды получились «чистыми» для восприятия, отодвинув в сторону количественную мишуру и сделав ставку на цветовые решения и менее мягкую фактуру.

Красить стены выставочного пространства для того или иного проекта — идея не новая, но в условиях ярмарки все же зачастую используются скорее белые стены, чтобы не отвлекать зрителя и потенциального покупателя от товара.Но экспозиционная архитектура ярмарки Catalog пестрила ярким колорблоком или монохромом — галеристы, кажется, еще дальше отошли от концепции «белого куба». Это еще один шаг к тому, чтобы Catalog соответствовал собственному девизу «новая ярмарка с новым подходом».

Отдельные галеристы пригласили для своих стендов дизайнеров интерьера или экспозиционных архитекторов — эти профессии все смелее заявляют о себе. В числе самых модных представителей направления — главный архитектор ярмарки Cosmoscow Наталия Зайченко и главный архитектор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Мешалкин, с которыми «Сноб» не так давно беседовал о тенденциях выставочных проектов с точки зрения их дизайна. Кстати, сами организаторы ярмарки тоже переосмыслили пространство и сделали его чуть более комфортным для посещения: появилось, во-первых, отопление. А во-вторых, карточки-закладки с именами художников на каждом стенде. Прямо как стикеры в тетрадях с конспектами, только большие. Правда, с полом в Сытинской типографии еще много проблем: из-за серьезных неровностей здесь легко споткнуться, вне зависимости от того, на каблуках вы приходите на ярмарку или без. Но лучше перестраховаться и выбрать плоский ход.

Достаточно стильное экспозиционное решение оказалось у Deep List, резидента культурного пространства «Рихтер». Голубой, белый и винный оттенки следовали один за другим и органично сочетались с хрусталем Александры Пацаманюк и скульптурой Алексея Панькина. Бордовый оттенок выбрала для себя Askeri Gallery, глубокий сливовый — галерея Agency ArtRu, фиолетовый — пространство «Высота», нежно-розовый — у галереи НИУ ВШЭ.

Любопытный стенд, посвященный пещерной тематике, представила на суд публики нижегородская FUTURO с кучей песка и золотистыми объектами-черепками Артема Брюхова. Здесь же — графика Дани Пирогова из серий «Охотницы» и «Подземный человек», исследующая хтонических существ и землеродных созданий. Бежевые корнеры получились у SISTEMA и Lumiere Gallery, а у онлайн-галереи и медиа «Объединение» — синяя стена, повторяющая небо, со звездами Нади Лихогруд. У главной индустриальной газеты The Art Newspaper ввиду партнерства тоже был свой стенд — в фирменном красном цвете издания, где разместилось панно из отрезков разных номеров за 2024 год.

Совершенно очаровательный розово-коралловый стенд организовала галерея ART&BRUT, представившая публике праздничные объекты в виде керамических елочных игрушек от Саши Гунга. Штука — семь тысяч рублей. Впрочем, не зря говорят, как Новый год встретишь — так его и проведешь: либо обладатель таких шариков весь 2025-й будет сильно тратиться, либо хорошо зарабатывать на интерьерные арт-вещицы. Керамики, как и текстиля, поубавилось.

Зато фотографии стало заметно больше — причем не только у тех институций, которые на ней специализируются. Именно фотографические пространства «скучковались» на первом этаже справа от входа — это ЦВК Béton, PENNLAB и Lumiere Gallery.

Последняя показывает и продает на ярмарке исключительно классиков: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Михаил Прехнер, Вадим Гущин и Александр Родченко. Шайхета и Прехнера зритель не так давно уже видел — галерея давала снимки этих авторов Еврейскому музею на осеннюю выставку «Истоки советской фотографии». Как подчеркнул на открытии сооснователь Catalog Александр Шаров, ярмарка ставит своей целью в первую очередь рассказывать о новых именах художественной сцены, поэтому в этом году организаторы провели ротацию галерей (в третьем выпуске 12 новых галерей-участниц) и просят каждую представить на стенде хотя бы одного молодого автора. Вадим Гущин — самый молодой на стенде Lumiere Gallery, но все же это фотограф с именем, поэтому соответствие галереи требованию ярмарки скорее спорное.

У PENNLAB подавляющее большинство авторов — молодые фотографы, за исключением, пожалуй, Глеба Косорукова, который широко известен в fashion-индустрии и успел поработать с русским Vogue, французским Elle и английским GQ. ЦВК Béton показывает мировую звезду Иоахима Шмайссера, который снимает портреты дикой природы. А еще Дмитрия Провоторова, Андрея Чежина и молодого Василия Чунаева.Как уже было упомянуто выше, фотографию можно отыскать и в других пространствах. Галерея a—s—t—r—a показывает всемирно известного Олега Доу, «Арка» привезла из Владивостока пленку Глеба Телешова, pop/off/art — Владимира Куприянова, а Flor&Lavr Gallery — Полину Рукавичкину, исследующую тему уязвимости и коллективной травмы через фотографию.

Некоторые художники повторяются от стенда к стенду. Например, Павла Пепперштейна можно найти у «Е.К.АртБюро» и OVCHARENKO, а также на специальном стенде партнера ярмарки «Я.Пэй». Инсталляция «Новая жизнь старых денег» — визуальная «пасхалка» к проекту Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье», который прямо сейчас идет в МАММ. Зритель может стать частью инсталляции, присев на один из стульев — большой или маленький, и, по сути, почувствовать себя Алисой, которая выпила либо уменьшительный, либо увеличительный сироп. Один из главных художников современности, Ваня Симонов, тоже на ярмарке «зачастил»: его работы продают SYNTEX, Pogodina Gallery и казанская галерея «Бизон», где Ваня открыл свою первую ретроспективу.

Уже упомянутая галерея «Бизон» привезла и неочевидную для московской публики звезду — Измаила Ефимова. Это художник, создавший герб и флаг для республики Марий-Эл, просуществовавшие до 2011 года. Большинство его акварелей сейчас находятся в музее в Антверпене, а то, что осталось, «Бизон» показывает на Catalog. Измаила Ефимова можно назвать основоположником этнофутуризма, которым балуется и современное поколение авторов. В том же «Бизоне» свои произведения в этом жанре представил татарский художник Ленар Ахметов, объединив в одной из работ этнические узоры и изображение советской ракеты на голографической пленке. 

Ярмарка Catalog не только поддерживает продвижение молодых авторов, но и двигает вторичный рынок современного искусства, а значит, и классиков здесь предостаточно. В основном ими пестрят OVCHARENKO, «Е.К.АртБюро» и «Пальто» Александра Петрелли. Петрелли получил отдельный стенд, при этом все равно расхаживал в своем бессмертном образе по всему пространству.

Небольшая часть ярмарки занята иностранными художниками: у «Триумфа» это африканские Брис Эссо и Мишель Окпаре, чьи выставки проходили в галерее в этом году, у SISTEMA Gallery — австрийский автор Руди Молачек, с которым «Сноб» не так давно делал интервью. Центр современного искусства (ЦСИ) №9, специализирующийся на китайском совриске, ожидаемо привез авторов из Китая — шесть из восьми представленных на стенде.

Иностранное присутствие на нашем рынке и наше возвращение за рубеж — одна из тем, которые будут обсуждаться в публичной программе Catalog. В последний день работы проекта основательница ЦСИ «Винзавод» и председательница правления Ассоциации галерей Софья Троценко встретится с арт-директором ЦСИ №9 Гуаньюй Чжаном и руководителем Иранского культурного центра в России Масудом Ахмадвандом.

Автор: Тамара Лорка