Цвет, фотография и китайцы: что «дают» на третьем выпуске ярмарки Catalog
Текстиля стало заметно меньше — это бросается в глаза, когда делаешь первый круг по ярмарке. Кажется, этот тренд постепенно покидает арт-рынок, что не может не вызывать облегчения: на последнем WIN-WIN, где фокус был, наоборот, на текстильном искусстве, зритель довольно быстро устал от ковров и вышитых крестиком холстов. Организаторы третьего выпуска ярмарки Catalog подметили эту усталость — стенды получились «чистыми» для восприятия, отодвинув в сторону количественную мишуру и сделав ставку на цветовые решения и менее мягкую фактуру.
Красить стены выставочного пространства для того или иного проекта — идея не новая, но в условиях ярмарки все же зачастую используются скорее белые стены, чтобы не отвлекать зрителя и потенциального покупателя от товара.Но экспозиционная архитектура ярмарки Catalog пестрила ярким колорблоком или монохромом — галеристы, кажется, еще дальше отошли от концепции «белого куба». Это еще один шаг к тому, чтобы Catalog соответствовал собственному девизу «новая ярмарка с новым подходом».
Отдельные галеристы пригласили для своих стендов дизайнеров интерьера или экспозиционных архитекторов — эти профессии все смелее заявляют о себе. В числе самых модных представителей направления — главный архитектор ярмарки Cosmoscow Наталия Зайченко и главный архитектор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Мешалкин, с которыми «Сноб» не так давно беседовал о тенденциях выставочных проектов с точки зрения их дизайна. Кстати, сами организаторы ярмарки тоже переосмыслили пространство и сделали его чуть более комфортным для посещения: появилось, во-первых, отопление. А во-вторых, карточки-закладки с именами художников на каждом стенде. Прямо как стикеры в тетрадях с конспектами, только большие. Правда, с полом в Сытинской типографии еще много проблем: из-за серьезных неровностей здесь легко споткнуться, вне зависимости от того, на каблуках вы приходите на ярмарку или без. Но лучше перестраховаться и выбрать плоский ход.
Достаточно стильное экспозиционное решение оказалось у Deep List, резидента культурного пространства «Рихтер». Голубой, белый и винный оттенки следовали один за другим и органично сочетались с хрусталем Александры Пацаманюк и скульптурой Алексея Панькина. Бордовый оттенок выбрала для себя Askeri Gallery, глубокий сливовый — галерея Agency ArtRu, фиолетовый — пространство «Высота», нежно-розовый — у галереи НИУ ВШЭ.
Любопытный стенд, посвященный пещерной тематике, представила на суд публики нижегородская FUTURO с кучей песка и золотистыми объектами-черепками Артема Брюхова. Здесь же — графика Дани Пирогова из серий «Охотницы» и «Подземный человек», исследующая хтонических существ и землеродных созданий. Бежевые корнеры получились у SISTEMA и Lumiere Gallery, а у онлайн-галереи и медиа «Объединение» — синяя стена, повторяющая небо, со звездами Нади Лихогруд. У главной индустриальной газеты The Art Newspaper ввиду партнерства тоже был свой стенд — в фирменном красном цвете издания, где разместилось панно из отрезков разных номеров за 2024 год.
Совершенно очаровательный розово-коралловый стенд организовала галерея ART&BRUT, представившая публике праздничные объекты в виде керамических елочных игрушек от Саши Гунга. Штука — семь тысяч рублей. Впрочем, не зря говорят, как Новый год встретишь — так его и проведешь: либо обладатель таких шариков весь 2025-й будет сильно тратиться, либо хорошо зарабатывать на интерьерные арт-вещицы. Керамики, как и текстиля, поубавилось.
Зато фотографии стало заметно больше — причем не только у тех институций, которые на ней специализируются. Именно фотографические пространства «скучковались» на первом этаже справа от входа — это ЦВК Béton, PENNLAB и Lumiere Gallery.