
В «ГЭС-2» открывается выставка, посвященная творчеству Ольги Розановой. Что нужно знать об «амазонке русского авангарда»
Представительница русского авангарда и изобретательница цветописи Ольга Розанова совершила прорыв в изобразительном искусстве. «Амазонке русского авангарда» посвящена новая выставка в «ГЭС-2» «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», которая откроется 10 ноября. «Сноб» составил гид по творчеству художницы

Кто такая Ольга Розанова
Ольга Розанова (1886–1918) — русская художница, живописец, график и иллюстратор. С детства она увлекалась поэзией и изобразительным искусством. В 1904 году вместе с семьей переехала в Москву, где совмещала учебу в школе рисования Константина Юона и училище живописи и скульптуры Анатолия Большакова. В студенческие годы Розанова вошла в число самых активных представителей Союза молодежи и написала его манифест — одну из первых деклараций русских художников-новаторов.
В 1911 году Ольга Розанова переехала в Санкт-Петербург и продолжила обучение в художественной школе Елизаветы Званцевой. Молодая авангардистка участвовала в выставках, делала иллюстрации к футуристическим сборникам и книгам («Рыкающий Парнас», «Чорт и речетворцы», «Стихи В. Маяковского. Выпыт»).
Вернувшись в Москву, художница вступила в самое крупное творческое объединение раннего авангарда «Бубновый валет», а позже — в общество «Супремус», которое возглавлял Казимир Малевич. Розановой посвящали свои стихи Владимир Маяковский и Алексей Крученых, а поэт Бенедикт Лившиц называл ее «амазонкой русского авангарда».
В каких стилях писала художница
Ольга Розанова работала в разных направлениях. Первые ее работы — это ранний авангард и примитивизм. На картинах нет теней, световых бликов и объема. Позже авангардистка создала серию «Игральные карты» в футуристическом стиле. Художница вдохновилась творчеством Казимира Малевича, и ее работы стали напоминать кубофутуризм, но с хаотичным сочетанием различных мотивов на одном полотне. Увлечение алогизмом, когда на картинах изображают несовместимые друг с другом предметы, переросло в «заумную поэзию». Художница создала графические композиции, на которых объединила современные стихи с изобразительными элементами. Розанова также написала более полутора десятков супрематических полотен. В основе этого стиля лежит сочетание окрашенных простейших геометрических фигур и наложенных на плоскость объемных форм.
Картины Розановой отличались оригинальностью, новизной в подходе к цвету и свету. В 1917 году художница придумала собственный метод анализа изображения и начала работать над картинами с «преображенным колоритом». Позже этот прием получил название «цветопись».
Почему картина «Зеленая полоса» стала прорывом для авангарда
Ольга Розанова умерла в 32 года от дифтерии. Одной из последних работ, которая прославила художницу после смерти, стала картина «Зеленая полоса». Она также известна по названиям «Хвост кометы» и «Распыленный свет». Написанное в 1917–1918 годах полотно стало первым в абстрактном искусстве произведением живописи, вышедшим за пределы холста. Это был прорыв в авангарде, решивший проблему плоскостности изображения.
Розанова сделала контур полотна размытым. Зеленая полоса, которая нанесена на белый фон тонкими лессировками, создает впечатление преломленного на белом фоне цветного луча. Искусствовед Анатолий Осмоловский (Осмоловский Анатолий Феликсович признан иностранным агентом ) в своей книге «Теория искусства Клемента Гринберга» отмечал, что «Зеленая полоса» повлияла на мировой авангард так же, как и «Черный квадрат». Однако работа Розановой, хоть и считается одной из самых значимых полотен этого художественного направления, не обрела мировой известности, сопоставимой с успехом Малевича.
Какие работы Розановой покажут на выставке
В «ГЭС-2» можно будет увидеть не только самую известную картину Ольги Розановой «Зеленая полоса», но и другие работы. В названии разделов выставки используют строки из стихотворений художницы: «Хрустящий в волосах колышется бант», «Черные тумбы оцепенения», «Хрусталь неба в воздетом пространстве», «Гиенно».
«Проект, в названии которого значится строка из стихотворения Розановой, предлагает обнаружить созвучия и параллели между разными временами, жанрами и медиумами, а также переосмыслить представление о термине “амазонки русского авангарда”, объединившем Ольгу Розанову с другими художницами-авангардистками начала века», — рассказал «Снобу» куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» Андрей Паршиков.
Также на выставке можно будет увидеть полотна«Пожар в городе (Городской пейзаж)», «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой», «В кафе», цикл «Игральные карты». Будет представлена работа авангардистки «Метроном», привезенная из Третьяковской галереи, и полотно «Кузница» из Русского музея.
Масштабный корпус работ Ольги Розановой собран в «ГЭС‐2» из музеев разных городов России: Архангельска, Екатеринбурга, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Самары, Санкт‐Петербурга, Саратова, Слободского, Тотьмы, Тюмени и Ульяновска.
Картины каких художников также можно будет увидеть в «ГЭС-2»
Отголоски творчества и методов Розановой можно обнаружить в работах многих художников XX века и у современных авторов. Работы некоторых из них покажут на выставке «Кубок созвучий». Например, Галина Андреева и созданная в 2018 году международная группа художников «Малышки 18:22» отталкиваются от самых известных произведений авангардистки — «Зеленой полосы» и «Портрета сестры, Анны Владимировны Розановой» — и используют эти мотивы в разговоре об экологии и феминизме.
Александра Паперно, Анна Кондратьева и Анна Титова в своем творчестве переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма с помощью геометрии цветоформ или динамического освещения. Художницы Алена Кирцова и Александра Галкина обращаются к абстракции как к выразительному языку и предмету для изучения.
Выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» продлится до 28 апреля 2024 года, а картина «Зеленая полоса» будет находиться в «ГЭС-2» до 28 марта 2024 года.
Подготовила Ирина Филиппова