В «ГЭС-2» открывается выставка, посвященная творчеству Ольги Розановой. Что нужно знать об «амазонке русского авангарда»
Представительница русского авангарда и изобретательница цветописи Ольга Розанова совершила прорыв в изобразительном искусстве. «Амазонке русского авангарда» посвящена новая выставка в «ГЭС-2» «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», которая откроется 10 ноября. «Сноб» составил гид по творчеству художницы
Кто такая Ольга Розанова
Ольга Розанова (1886–1918) — русская художница, живописец, график и иллюстратор. С детства она увлекалась поэзией и изобразительным искусством. В 1904 году вместе с семьей переехала в Москву, где совмещала учебу в школе рисования Константина Юона и училище живописи и скульптуры Анатолия Большакова. В студенческие годы Розанова вошла в число самых активных представителей Союза молодежи и написала его манифест — одну из первых деклараций русских художников-новаторов.
В 1911 году Ольга Розанова переехала в Санкт-Петербург и продолжила обучение в художественной школе Елизаветы Званцевой. Молодая авангардистка участвовала в выставках, делала иллюстрации к футуристическим сборникам и книгам («Рыкающий Парнас», «Чорт и речетворцы», «Стихи В. Маяковского. Выпыт»).
Вернувшись в Москву, художница вступила в самое крупное творческое объединение раннего авангарда «Бубновый валет», а позже — в общество «Супремус», которое возглавлял Казимир Малевич. Розановой посвящали свои стихи Владимир Маяковский и Алексей Крученых, а поэт Бенедикт Лившиц называл ее «амазонкой русского авангарда».
В каких стилях писала художница
Ольга Розанова работала в разных направлениях. Первые ее работы — это ранний авангард и примитивизм. На картинах нет теней, световых бликов и объема. Позже авангардистка создала серию «Игральные карты» в футуристическом стиле. Художница вдохновилась творчеством Казимира Малевича, и ее работы стали напоминать кубофутуризм, но с хаотичным сочетанием различных мотивов на одном полотне. Увлечение алогизмом, когда на картинах изображают несовместимые друг с другом предметы, переросло в «заумную поэзию». Художница создала графические композиции, на которых объединила современные стихи с изобразительными элементами. Розанова также написала более полутора десятков супрематических полотен. В основе этого стиля лежит сочетание окрашенных простейших геометрических фигур и наложенных на плоскость объемных форм.
Картины Розановой отличались оригинальностью, новизной в подходе к цвету и свету. В 1917 году художница придумала собственный метод анализа изображения и начала работать над картинами с «преображенным колоритом». Позже этот прием получил название «цветопись».
Почему картина «Зеленая полоса» стала прорывом для авангарда
Ольга Розанова умерла в 32 года от дифтерии. Одной из последних работ, которая прославила художницу после смерти, стала картина «Зеленая полоса». Она также известна по названиям «Хвост кометы» и «Распыленный свет». Написанное в 1917–1918 годах полотно стало первым в абстрактном искусстве произведением живописи, вышедшим за пределы холста. Это был прорыв в авангарде, решивший проблему плоскостности изображения.
Розанова сделала контур полотна размытым. Зеленая полоса, которая нанесена на белый фон тонкими лессировками, создает впечатление преломленного на белом фоне цветного луча. Искусствовед Анатолий Осмоловский в своей книге «Теория искусства Клемента Гринберга» отмечал, что «Зеленая полоса» повлияла на мировой авангард так же, как и «Черный квадрат». Однако работа Розановой, хоть и считается одной из самых значимых полотен этого художественного направления, не обрела мировой известности, сопоставимой с успехом Малевича.
Какие работы Розановой покажут на выставке
В «ГЭС-2» можно будет увидеть не только самую известную картину Ольги Розановой «Зеленая полоса», но и другие работы. В названии разделов выставки используют строки из стихотворений художницы: «Хрустящий в волосах колышется бант», «Черные тумбы оцепенения», «Хрусталь неба в воздетом пространстве», «Гиенно».
«Проект, в названии которого значится строка из стихотворения Розановой, предлагает обнаружить созвучия и параллели между разными временами, жанрами и медиумами, а также переосмыслить представление о термине “амазонки русского авангарда”, объединившем Ольгу Розанову с другими художницами-авангардистками начала века», — рассказал «Снобу» куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» Андрей Паршиков.
Также на выставке можно будет увидеть полотна«Пожар в городе (Городской пейзаж)», «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой», «В кафе», цикл «Игральные карты». Будет представлена работа авангардистки «Метроном», привезенная из Третьяковской галереи, и полотно «Кузница» из Русского музея.
Масштабный корпус работ Ольги Розановой собран в «ГЭС‐2» из музеев разных городов России: Архангельска, Екатеринбурга, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Самары, Санкт‐Петербурга, Саратова, Слободского, Тотьмы, Тюмени и Ульяновска.
Картины каких художников также можно будет увидеть в «ГЭС-2»
Отголоски творчества и методов Розановой можно обнаружить в работах многих художников XX века и у современных авторов. Работы некоторых из них покажут на выставке «Кубок созвучий». Например, Галина Андреева и созданная в 2018 году международная группа художников «Малышки 18:22» отталкиваются от самых известных произведений авангардистки — «Зеленой полосы» и «Портрета сестры, Анны Владимировны Розановой» — и используют эти мотивы в разговоре об экологии и феминизме.
Александра Паперно, Анна Кондратьева и Анна Титова в своем творчестве переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма с помощью геометрии цветоформ или динамического освещения. Художницы Алена Кирцова и Александра Галкина обращаются к абстракции как к выразительному языку и предмету для изучения.
Выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» продлится до 28 апреля 2024 года, а картина «Зеленая полоса» будет находиться в «ГЭС-2» до 28 марта 2024 года.
Подготовила Ирина Филиппова