В преддверии 20-летнего юбилея. Арт-фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце
Придуманный художником Николаем Полисским в 2005 году и запущенный при деятельном участии архитекторов Юлии Бычковой и Антона Кочуркина (сегодня они, соответственно, генеральный продюсер и главный куратор «Архстояния») в 2006 году международный фестиваль ландшафтных объектов быстро набрал популярность. К 2024 году, по подсчетам организаторов, его аудитория выросла в двадцать раз — с 500 до 10 000 человек.
В рамках «Архстояния» за эти годы построили десятки арт-объектов, провели сотни лекций, дискуссий, перформансов, концертов, спектаклей, поэтических чтений. Тысячи людей приобщились к современной культуре — многие из них стали преданными фанатами фестиваля и постоянными гостями арт-парка «Никола-Ленивец».
Вопреки названию, фестиваль не только про объекты, будь то здания или инсталляции, но про культуру вообще, про ее взаимодействие с природой, а также интеракцию представителей разных сообществ, профессий, регионов и стран. В этом смысле ключевое слово здесь — «ландшафт». Это мультидисциплинарный проект на пересечении всех направлений искусства: от архитектуры, скульптуры и живописи до театра, литературы и музыки. И нацелен он на популяризацию и развитие современной культуры, поиск новых методов художественной выразительности, воспитание вкуса и даже экологической осознанности. «Архстояние» — это и место, и комьюнити, и образ жизни, и культурный феномен, и бизнес-проект.
Каждая новая итерация фестиваля отвечает конкретной теме, которую кураторы определяют, исходя из ее актуальности, созвучности моменту. При этом фестиваль вне политики, что не раз декларировалось его организаторами. Зато вопросы экологии всегда на повестке: организаторы «Архстояния» ратуют за использование возобновляемых природных ресурсов и вторсырья для строительства инсталляций, невмешательство в сложившуюся экосистему, раздельный сбор мусора. Здесь поощряют экспериментаторство, свободу самовыражения. Существующие правила и ограничения диктует сама природа.
Тема фестиваля этого года, 19-го по счету, звучит как «Мы». Нет, это не отсылка к одноименной антиутопии Евгения Замятина. Организаторы решили порассуждать на языке искусства о таком социальном феномене, как сообщество. Точнее, о том, на каких принципах строится взаимодействие внутри сообществ, что определяет их своеобразие, как подобные группы коммуницируют между собой. В этом смысле особый интерес представляет проект «Коллективные действия», выходящий за рамки официальной программы: любой желающий может запустить на территории арт-парка флешмоб, который на время объединит незнакомых друг с другом людей вокруг того или иного действа. К слову, впервые за долгие годы основатель фестиваля Николай Полисский специально к «Архстоянию» придумал арт-объект с говорящим названием «Баня-форум»! Париться там — одно удовольствие.
Николай Полисский, основатель «Архстояния»
Фестиваль «Архстояние» важен, потому что воплощает собой идею свободы, равенства и братства! И я не шучу. Никола-Ленивец — он для всех, здесь всем рады. И кстати, когда я в середине 2000-х принял смелое решение поделиться «властью», передать бразды молодым — Антону Кочуркину с Юлией Бычковой (они потом, в свою очередь, подключили к процессу моего сына Ивана Полисского), то именно этой формулой руководствовался.
Я создавал арт-парк при поддержке жителей окрестных деревень — это в прямом смысле слова народный проект. Да и искусство мое тоже народное, причем до такой степени, что даже слово «мое» тут не вполне уместно. У искусства под брендом «Полисский» много авторов. Я не демиург, я строил свой мир не в одиночку. Не все это понимают, поэтому акцентирую на этом внимание. Это я к чему? К тому, что это был абсолютно естественный шаг — вовлечь в проект «Архстояние» Антона с Юлией. Фестиваль никогда не принадлежал только мне одному. По натуре я не узурпатор.
Россия — развивающаяся страна, наш арт-парк — развивающаяся территория. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Искусство Никола-Ленивца не только актуально и оригинально, но и экологично. Оно во многом вдохновлено природой Национального парка «Угра», где проходили первые «Архстояния». Хочу, чтобы идеи, рожденные на нашем фестивале, распространились на всю страну, чтобы художников становилось все больше, чтобы мы вышли на передовые позиции в мировом искусстве! Надо растить больших художников. Чем мы в том числе и занимаемся.
Юлия Бычкова, генеральный продюсер «Архстояния»
Фестиваль в итоге точно получился не таким, каким задумывался изначально, в 2005 году. 20 лет назад мы рассматривали «Архстояние» как такую камерную, почти внутрицеховую историю. У Николая Полисского, конечно, были самые серьезные амбиции, но они касались в основном развития самой территории арт-парка, а не влияния на искусство. Но случилось так, что «Архстояние» обрел статус культурного феномена и на многих повлиял, открыл стране и миру десятки талантливых архитекторов, художников, композиторов и так далее. Мы зажигаем звезды. Сейчас нашей стране это особенно нужно. Данное обстоятельство и делает нас институцией, что бы там кто ни говорил.
История фестиваля — это череда взлетов и падений. Как история любого значимого явления, просуществовавшего более десятилетия. Но после каждого падения мы вновь поднимались. Наверное, на сегодня «Архстояние» уже стало такой самоподдерживающей, самонесущей системой — за счет тех горизонтальных связей, что мы создали, за счет имиджа, который мы так тщательно выстраивали все эти годы.
Планы на будущее у нас самые обширные. Их описание можно уместить в одно слово — «экспансия». Это и территориальная экспансия, и культурная. Разумеется, о нашем любимом арт-парке забывать тоже не будем и продолжим наполнять его искусством, развивать здесь туристическо-рекреационную инфраструктуру.
Иван Полисский, продюсер музыкальной программы «Архстояния»
Я бы сказал — без ложной скромности, — что наш фестиваль объединяет людей и формулирует смыслы, в которых мы, как общество, сегодня особенно остро нуждаемся. Мы не то чтобы сбились с пути, но утратили ориентиры. То, что было хорошо и правильно вчера, сегодня уже, мягко говоря, не комильфо. А про завтра даже страшно загадывать. Пожалуй, сейчас искусство — единственный работающий и вместе с тем относительно безопасный инструмент конструирования новой ментальности. А конструировать ее нам, хочешь не хочешь, придется.
При этом, как мне кажется, наш фестиваль лишен некой прогрессивно-поступательной идеи. У нас в этом смысле не историческое мышление, а такое концептуально-рефлексивное. То есть «Архстояние» скорее ситуативно реагирует на изменения в культуре, в социально-политической жизни, в мышлении людей. Поэтому наш фестиваль всегда актуален, и его нескучно делать, ведь мы, по сути, каждый раз делаем его заново. Были, конечно, фестивали, которые точнее других попадали в нерв зрительских настроений, ожиданий, например «Вне земли» (2009) и «Здесь и сейчас» (2014). Но для меня история «Архстояния» в целом не линейна.
Я бы не называл «Архстояние» локальным брендом — это слишком узкое определение. Наш фестиваль — это прежде всего способ организации мультидисциплинарной коммуникации в природном пространстве. Идеи, которые рождаются здесь, распространяются далеко за пределы арт-парка и влияют на самые разные сферы жизни. Полагаю, со временем фестиваль начнет «путешествовать» и обрастать новыми субпроектами вроде «Архстояния Детского».
Антон Кочуркин, главный куратор «Архстояния»
Для меня «Архстояние» — это, наверное, единственная в России площадка, где архитектурные идеи получают непосредственное воплощение без поправок на всевозможные условности, на нормативные требования, на политическую конъюнктуру и экономическую целесообразность. Это, по сути, такой полигон для архитектурных экспериментов. И именно в этом для меня состоит одна из ценностей фестиваля. В современном городе, особенно если мы говорим про мегаполис, всякий архитектор, какой бы он ни был талантливый, скован массой ограничений, ему то и дело приходится идти на компромисс с заказчиком, с согласующими инстанциями, с собственной совестью… А здесь единственное ограничение — природный контекст, который нельзя нарушать.
В последние годы в «Архстоянии» участвует множество художников. Я имею в виду, что художники куда больше вовлечены в жизнь фестиваля, чем архитекторы, хотя изначально ситуация была обратная. Этот сдвиг наметился где-то в первой половине 2010-х, когда мы начали приглашать к кураторству таких людей, как Олег Кулик, Ричард Кастелли, Катя Бочавар. Не вижу оснований переживать из-за этого, к тому же это не то чтобы тенденция. Мы в принципе не делим людей на художников и архитекторов, а приглашаем тех, кто острее и глубже ответит на запрос фестиваля. Многие художники создают произведения монументального искусства не хуже архитекторов. Нам интересно работать и с теми, и с другими.
Я бы выделил три переломных момента в истории фестиваля, после которых тот резко ускорялся в своем развитии и усложнялся, «умнел». В 2009 году мы по настоянию Национального парка «Угра» были вынуждены оставить насиженное место вокруг деревни Никола-Ленивец и заняться освоением территорий через дорогу. Эта экспансия на самом деле и предопределила дальнейший успех проекта, рост аудитории, расширение программы, появление постоянной команды. Появился наш прекрасный Версаль, появилась «Ротонда» Саши Бродского. Потом, в 2012 году был фестиваль на тему «Знаки движения», в рамках которого мы наконец поняли, куда мы, собственно, двигаемся, а именно в сторону города-утопии, идеального эко-города. Кто-то даже высказал мнение, что мы создаем своего рода город эпохи Возрождения — с улицей («Скорая тропа» Salto Architects), монументом («Штурм неба» Manipulazione Internazionale) и аркой («Арка» Бориса Бернаскони). Вокруг арт-парка и «Архстояния» стало складываться сообщество, состоящее из переселенцев, постоянных гостей, мелких предпринимателей, каких-то бизнес-сателлитов. Чем не город? А третий перелом — это банкротство компании «Архполис» Максима Ноготкова, которое вынудило нас, скажем так, повзрослеть. Но не состарило, не лишило энергии. Этот «кризис» помог нам встать на собственные экономические рельсы, обрести уверенность, независимость и осознать, что наш фестиваль — уже не просто культурный феномен, но и перспективный бизнес-проект.
Подготовил Анатолий Белов