Здесь и далее кадры из фильма «Идеальные дни»
Фото: здесь и далее Wenders Images
Здесь и далее кадры из фильма «Идеальные дни»

Одним абзацем

Тихой мелодрамой «Идеальные дни» Вим Вендерс доказывает, что даже в жизни обычного уборщика туалетов можно увидеть гармоничный, тонко выстроенный мир. Его герой особо ничем не отличается от других людей, автор не приукрашивает его быт, а только смещает фокус с драматических ситуаций на те моменты, когда мужчина счастлив. Когда герой читает новую книгу, рассматривает свои фотографии деревьев, подслушивает разговоры посетителей ресторана. «Идеальные дни» Вендерса номинировали на «Оскар» от Японии как «Лучший фильм на иностранном языке», потому что режиссеру удалось передать культурный код страны и философию, в рамках которой человеческое существование определяется не громкими, а маленькими, но оттого не менее важными событиями повседневности.

Подробно

Ритм жизни уборщика туалетов Хираямы (Кодзи Якусё) напоминает течение степенной реки: он все делает в своем отработанном за многие годы темпе. Его дни похожи один на другой, но мужчину это не печалит — наоборот, он находится в идеальной гармонии. Каждое утро Хираяма с любовью опрыскивает садик с растениями, убирает туалеты в центре города, обедает в парке, фотографирует на пленочный фотоаппарат Olympus деревья, вечером ест в забегаловке, а перед сном читает классическую литературу, например Уильяма Фолкнера или Патрицию Хайсмит.

По выходным Хираяма стирает вещи и ужинает в ресторане, где его считают уважаемым гостем-интеллектуалом. Покой мужчины разрушает появившаяся на пороге сбежавшая от матери племянница Нико (Ариса Накано), которая почти ничего не знает о дяде.

Немецкий классик мирового кинематографа Вим Вендерс обладает невероятно чутким взглядом, благодаря чему способен снимать кино во многих странах и не походить при этом на туриста. Вендерс продемонстрировал свое видение множество раз: в его каталоге есть американские, кубинские, итальянские, португальские и японские картины. В Стране восходящего солнца Вендерс снял документальную ленту «Токио-Га» (1985), посвященную Ясудзиро Одзу, одному из двух лидеров кинематографа Японии. В отличие от более известного Акиры Куросавы, снимавшего исторические фильмы о самураях, Одзу чаще всего создавал похожие друг на друга тихие драмы о современном ему городе, раз за разом всматривался в устройство стандартной семьи и находил новые проблемы. В «Токио-Га» Вим Вендерс искал Японию Одзу и «поймал» ее, чтобы снова показать зрителю в «Идеальных днях», добавив к ней свои фирменные приемы и мотивы.

Актер Кодзи Якусё, получивший награду за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля, сыграл одинокого интеллектуала Хираяму, живущего будто в своем компактном мире. Вендерс мог бы снять грустную драму об отшельнике, но вместо этого сделал кино о красоте человеческой жизни. Пусть работа Хираямы монотонна и тяжела, он находит время для себя и наслаждается маленькими радостями. Играет с чьим-то ребенком в крестики-нолики на спрятанной в туалете бумаге, переглядывается с незнакомкой в парке, в ресторане слушает сплетни о других посетителях, решает проблемы молодого коллеги. Эти и другие светлые мини-сюжеты нужны Виму Вендерсу, чтобы противопоставить их семейной линии картины.

Пусть мы почти ничего не знаем о родственниках Хираямы, по словам племянницы Нико и ее матери становится понятно, что отношения между ними крайне напряженные. Хираяма для них будто не существует. Может быть, из-за тяжелого развода или ссоры с отцом мужчина стал постоянным клиентом бара — Вим Вендерс загадывает загадку о прошлом Хираямы, но не дает прямого ответа, только намеки. Так он не позволяет драме заслонить основную идею произведения. Во время поездки с племянницей на велосипеде дядя говорит, что люди живут в своих уютных и компактных мирах — и это нормально.

Поэтому Вим Вендерс выбрал такую профессию для главного героя, чтобы его работа была связана с легким чувством неловкости и интимной атмосферой, пронизывающей весь фильм. При этом Хираяма не убегает от одиночества, пересекая штаты и десятки километров, не стремится быть любимым. Ему комфортно наедине с самим собой и с почти незнакомыми людьми.

Талант Вима Вендерса раскрывается в придуманном сюжете, где ни одно из событий не перекрывает по важности другое — разглядывание листвы деревьев настолько же важно, как крепкие объятия с сестрой. В философии режиссера жизнь никогда не останавливается и не концентрируется в самых драматичных и радостных моментах. А потому надо уметь жить так, как живет Хираяма: с легкой улыбкой принимать все, что дарит этот мир.

Автор: Дмитрий Елагин