Владимир Жуков: «Скандалы — не стиль Театра имени Пушкина, но мы всегда в повестке»
Этот сезон для вас юбилейный. Расскажите, какие мероприятия запланированы в этой связи.
В фойе театра уже открылась выставка, посвященная истории Камерного театра и Театра Пушкина. Активно идет работа над книгой о Театре Пушкина. В течение сезона в филиале театра будет сыгран цикл спектаклей «Пять вечеров в Театре Пушкина» — их делают разные режиссеры о разных этапах истории театра. Первый мы уже показали — «Вечер первый. Начало». Очень успешный. Режиссер Александр Дмитриев задал высокую планку для последующих постановок. Следующий — в феврале. Возможно, потом, когда все «вечера» состоятся, мы объединим их в один большой юбилейный вечер: решение будет принимать художественный руководитель театра Евгений Писарев. Но этот вечер в любом случае состоится в начале следующего сезона.
Вообще юбилей Камерного театра мы официально празднуем 25 декабря 2024 года. В этот день мы по традиции вручим памятные знаки «За продолжение традиций Камерного театра», к этой же дате приурочена премьера спектакля «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» в постановке Евгения Писарева. Предпремьерные показы уже прошли, а официальная премьера еще не состоялась. А юбилей самого Театра Пушкина намечен на 21 октября 2025 года. Так мы плавно перетекаем из юбилея в юбилей.
Почему именно спектакль «Плохие хорошие» приурочен к 110-летию Камерного театра?
Это последняя пьеса, над которой работал Александр Таиров, он успел даже провести генеральную репетицию, но спектакль так и не увидел свет. Наша постановка — своего рода дань прошлому. На мой взгляд, получился очень красивый спектакль с оригинальной сценографией, к тому же артисты прекрасно вжились в образы. Одну из главных ролей блестяще исполняет Виктория Исакова.
Я слышала, что вы еще планируете установить памятники Александру Таирову и Алисе Коонен.
Планируем, да. Эскизы уже есть. Но надо пройти еще много согласований с различными государственными структурами и получить дополнительное финансирование. Надеюсь, все сложится. Памятник планируем установить на Тверском бульваре, недалеко от главного входа, напротив портретной галереи.
Расскажите о ремонтных работах, проведенных за последние два года.
В прошлом году были проведены большие ремонтные работы: мы полностью поменяли всю закулисную зону, отремонтировали гримерки, кабинеты и другие помещения за сценой. Два месяца у себя не играли. На это время был сформирован большой гастрольный тур. Кроме того, играли на сценах Театра Вахтангова, Театра Российской армии и в РАМТе. В ноябре прошлого года вернулись домой и открыли сезон премьерой спектакля «Космос».
Этим летом мы делали поддерживающий ремонт: все основные большие работы были проведены в прошлом году. Помимо закулисной зоны мы еще укрепили фундамент, сделали консервацию лепнины в пушкинских залах (она могла в любой момент обрушиться, а теперь я могу спать спокойно), отреставрировали фасады. Везде привели в порядок паркет, обновили стены, двери в зрительный зал, частично заменили звуковое и световое оборудование, сделали подзвучку глухих зон в зале (сейчас зрителю гораздо комфортнее смотреть спектакли).
А еще осуществили давнюю мечту Евгения Александровича — поменяли звонки. Композитор, которого привлек художественный руководитель театра, встроил в мелодию звонка бой часов, которые стояли в кабинете Александра Таирова. Сейчас эти старинные часы стоят в кабинете у Евгения Александровича. Их постоянно ремонтируют — они начинают бить, когда им заблагорассудится, ничего поделать с этим не можем, — но бой есть. И этот бой теперь слышит зритель.
Как давно вы работаете вместе с Евгением Писаревым?
С 2019 года. Мы, конечно, были до этого знакомы, ведь мы вышли из МХТ имени Чехова, но скорее шапочно. Я знал, что есть такой востребованный режиссер, но не более того. Из МХТ я ушел после смерти Олега Павловича Табакова. И тогда Евгений Александрович назначил мне встречу и предложил стать директором Театра Пушкина. До этого он сам совмещал две должности: был и директором, и худруком. «Я устал от административной работы, хочу больше творчеством заниматься. Приходи». Так я оказался в этом кресле.
Ваш союз называют образцово-показательным. Как вам это удается?
Все просто. Уважение друг к другу, доверие, партнерство и любовь к общему делу. Мы очень много разговариваем, многое обсуждаем. Мы оба хотим одного и того же: чтобы театр процветал, развивался, радовал зрителей, чтобы в самом театре было комфортно и приятно работать. Наши цели и желания совпадают на 100%. И вообще, мы сразу нашли общий язык.
Скажите, ваш общий бэкграунд, общая «школа» Табакова — она вас объединяет? Есть какие-то заветы Олега Павловича, которым вы оба следуете?
Конечно есть. Олег Павлович был личностью огромного масштаба и театральным деятелем от Бога. В нем многое сошлось: актер, менеджер, продюсер. Думаю, да, отношение к делу, принципы работы нам с Евгением Александровичем привил Олег Павлович. Он любил шутить: «Куда артиста не целуй, везде будет ж…» Это в каком-то смысле правда. Что ни делай для артиста, он часто бывает недоволен. Но потом ты с этим смиряешься, перестаешь принимать близко к сердцу, просто стараешься улучшить условия работы для всех. Это не только к артистам относится. Надо закрывать глаза на какие-то выходки и стараться сгладить острые углы, не обижаться, не держать зла, и вот ситуация как-то сама собой разрешается.
У вас с Евгением Писаревым — четкое разделение обязанностей, вы в художественную политику не вмешиваетесь?
Совсем не вмешиваюсь. Это не мое дело. Бывает, конечно, когда мы вместе смотрим спектакль на сдаче, я могу высказать какие-то предложения, чтобы не было никаких негативных последствий для театра, если вижу в спектакле неоднозначные моменты. Но не более того. Что же касается финансовой и хозяйственной частей, то Евгений Александрович в курсе всего, что я делаю. Я ничего не скрываю. Чем больше художественный руководитель знает, тем больше у нас доверия друг к другу. И тем выше эффективность.
Вы 5 лет руководите Театром Пушкина. Как сами оцениваете свою работу?
Без лишней скромности по пятибалльной шкале ставлю себе твердую пятерку. За пять лет внебюджетные доходы театра выросли практически в два раза. Мы стали больше зарабатывать. Это факт. Хотя средняя стоимость билета выросла незначительно. В театр пришел более качественный зритель, и продажи выросли. К тому же я считаю, что театр громко заявил о себе. Повысилась его узнаваемость. Мы постоянно присутствуем в информационной повестке: о нас пишут, говорят, и в основном это положительные отзывы. И еще зрителю, безусловно, стало комфортнее в театре. Я очень рад, что нам удалось значительно увеличить количество туалетных кабинок для зрительниц (не смейтесь, это правда важно). Очереди в женские уборные — большая проблема. Просто боль. Ситуация сейчас выровнялась.
Складывается такое ощущение, что Театр Пушкина совсем минуют скандалы.
Я бы не сказал, что нас совсем минуют скандалы. В прошлом году во время ремонта у нас строители украли 600 крючков, на которые зрители вешают свою одежду, — чуть ли не по всей России эта новость разлетелась. Но это мелочь, конечно. Мы с Евгением Александровичем года два-три назад даже шутили, что пора бы нам устроить какой-нибудь скандал, поругаться как-нибудь громко, чтобы вышли яркие, кричащие заголовки. Ведь лучший пиар — это черный пиар. Но так и не поругались. И сосредоточились на «хорошем» пиаре: выпускаем премьеры, устраиваем другие важные мероприятия.
Вы посмотрели уже весь репертуар театра?
Весь, к сожалению, не успел, но я посмотрел большинство спектаклей. Премьеры, конечно, смотрю все. Мне очень многое нравится: и из старого, и из нового. Как зритель, а не как директор хочу особо отметить «Женитьбу Фигаро», «Заповедник», «Влюбленный Шекспир», в прошлом сезоне выпустили «Завтра была война» в постановке Владимира Киммельмана. Сначала очень переживали: получится не получится, но все сложилось. Когда я первый раз посмотрел спектакль, чуть не плакал: эта постановка берет за живое, проникает в самую душу.
Считаю, что «Космос» Игоря Теплова — отличный спектакль. Виктория Исакова создала не свойственный ей образ (такой ее раньше никто не видел ни на сцене, ни в кино) и сыграла просто великолепно.