Возвращение к корням. Пять мастеров-керамистов — о том, как они переосмысляют культурное наследие
«Моя задача — адаптировать образы русской культуры к современной жизни»
Ольга Емельянова, «Лукоморье», Москва
Я родилась и живу в России. Мои предки из разных регионов страны. Меня воспитывали бабушки и дедушки, которые прожили удивительные жизни, они рассказывали мне о традициях и ценностях их семей. Свои рассказы они часто преподносили в сказочной, игровой форме. Мой дед на ходу сочинял сказки, где соединял небылицы и реальные ситуации из своей жизни. Например, как он ходил за 10 километров в церковно-приходскую школу по сугробам выше его головы, и по пути обязательно случались чудеса. Все это, конечно, влияло на мои интересы и культуру, я не могла не обратиться к корням.
Одним из важных образов в русской культуре для меня является изба. Мой дом — моя крепость. Я архитектор, очень люблю русское деревянное зодчество. Жилище рассказывает многое о наших предках. Их жизненный уклад, традиции, суеверия, страхи, навыки, любовь к уюту и красоте. Первые рисунки в моем бренде «Лукоморье» были с избами. И чуть позже родилась знаковая тарелка бренда — Избушка на курьих ножках как символ моей любви к русским сказкам.
Моя задача как автора и художника — адаптировать образы русской культуры к современной жизни. Простое воспроизведение и копирование вряд ли увлечет нынешнее поколение и меня саму. Я хочу показать, что изделия наших авторов, которые работают с русским кодом, красивые, функциональные и качественные. Поэтому русские символы я стилизую так, чтобы они не вызывали ассоциаций с лубком.
У традиционных ремесел сегодня огромные перспективы. Мне очень приятно, что сейчас к ним проснулся интерес. Задача только в том, чтобы грамотно работать с ремесленниками и вписывать их в современный контекст. Для покупателей актуальны только те ремесла, которым помогают грамотно возрождаться. Хороший пример — фабрика «Крестецкая строчка». Ее владельцы сохранили 150-летний промысел, вышивку с необычным орнаментом. Создали качественную и оригинальную продукцию и дали множество рабочих мест жителям деревень Новгородской области.
О бренде
Бренд «Лукоморье» архитектора Ольги Емельяновой рассказывает о любви к подмосковной природе и русским сказкам. Ее керамика отсылает к детству, волшебству и домашнему уюту. На фестиваль 4ceramisc «Лукоморье» привезет посуду с дымковской лошадкой, репкой, гусями-лебедями и другие обновленные серии, а еще часы-избушку на курьих ножках с цветочной росписью.
«Мы делаем то, что будет актуально сегодня, потому что сами живем здесь и сейчас»
Мария Сокол-Таволжанская и Артемий Таволжанский, «Красно», Иркутск
Обращение к русской культуре для нас не было выбором в общепринятом смысле слова. Мы считаем, что в нашей сфере любые стоящие вещи делаются из внутренней необходимости. Каким бы талантливым ни был художник, его искусство вырастает из творческой зрелости окружающего социума. Только гений может обогнать его развитие, но перед нами такой задачи не стоит. Мы делаем то, что в нас заложено социумом, родителями, стилизуем по уровню своей творческой образованности. Делаем то, что будет актуально сегодня, потому что сами живем здесь и сейчас.
Казалось бы, работать, опираясь только на русское искусство, — значит ограничивать себя рамками. Но у нас есть широкая база для вдохновения: можно брать эпоху Древней Руси, Российской империи или любой другой период. Предмет интерьера, созданный на основе символов из общего прошлого, будет находить отклик у аудитории, потому что он рожден из общего культурного кода.
Чаще всего мы обращаемся к белокаменному зодчеству Владимиро-Суздальской Руси. Резные деревянные кони и куклы-мотанки — происхождение последних весьма туманно, но их образ понятен и любим многими. Переосмысление для нас интересный путь поиска образа, даже если мы отталкиваемся от традиционных ремесел. Когда мы пропускаем образ через свое видение и вкусовое предпочтение, появляется объект совершенно новый, который приобрел стилистическое решение от автора. Наша работа заключается в том, чтобы передать состояние понравившегося образа, а зритель определится, что он несет именно для него. То состояние, которое он почувствует, закончит нашу работу, дополнит ее.
О бренде
Традиционные славянские тряпичные куклы, узоры белокаменного зодчества, деревянная резная игрушка — все это бренд «Красно» интерпретирует и воплощает в фарфоре. К апрельскому фестивалю Мария и Артемий приготовили новые серии фарфоровых мятых кружек с зооморфными орнаментами и мотанки — обережные куклы из полуфарфора.
«Я была одержима идеей воспроизводить архитектурные образы российского домостроительства в миниатюре»
Елена Оселедец, «Кустодия», Москва
Я, как и мои родители, родилась в центре Москвы, в Замоскворечье. И в семье, и в школе много внимания уделяли развитию чувства прекрасного. Преподаватели часто ходили с нами в музеи, на выставки, устраивали поездки по древним городам, нас учили, что это великие творения зодчих, художников, ремесленников, наших предков, которые следует знать и беречь.
Я была одержима идеей воспроизводить архитектурные образы российского домостроительства прошлых времен в миниатюре. И воплотилась эта идея именно в керамике, можно сказать, случайно: судьба свела меня с талантливым керамистом. Так возник проект «Дом на ладони» в дивном фарфоре. В 2010 году я организовала мастерскую, появились талантливые художники-керамисты, предложившие воссоздавать в миниатюре русские изразцы, наличники, сундучки. Мы постоянно создаем новые коллекции.
Мне иногда кажется, когда хожу по Москве, езжу в другие города, листаю архитектурные альбомы, что мы еще не начинали толком создавать наши миниатюрные коллекции. Не охвачено колоссальное количество шедевров архитектуры, знаковых зданий, разнообразных типов национальных жилищ. Многие из них заслуживают своего места в коллекции «Архитектурное наследие страны в миниатюре», но создавать ее можно только силами всех неравнодушных и творчески увлеченных людей во всех регионах России. В этом я вижу свою миссию развития начатого дела.
Поначалу мне казалось, что главный адресат нашей студии — иностранцы, которым наскучили матрешки и расписные ложки. Но очень скоро выяснилось: соотечественников то, что мы делаем, привлекает не меньше. Сегодня среди наших покупателей коллекционеры, медийные лица, крупные заказчики. Мы интересны поклонникам русского культурного наследия.
О бренде
Студия «Кустодия» известна своими керамическими миниатюрами — проектом «Дом на ладони». Ее авторы воссоздают лучшие образцы сохранившихся и утраченных памятников зодчества и стилей декоративно-прикладного искусства России. Среди их работ можно встретить миниатюрнее здание Третьяковской галереи, станции Московского метрополитена, Дом Мельникова, Ярославский вокзал, Гараж Госплана, типовую московскую пятиэтажку и многие другие знаковые архитектурные образы. На фестивале 4ceramics «Кустодия» хочет удивить не только новинками знакомых зданий, но и подачей материала.
«Не думаю, что я специально обращаюсь к русской культуре, просто она живет во мне»
Ирина Бобылькова, Нижний Новгород
В керамике я ищу свои собственные пути стилизации русской народной культуры, соединяю элементы русского стиля с интересными формами. Отношусь с глубокой нежностью к Абрамцевскому кружку и народному наиву. Леплю ради радости и думаю, моя цель — через керамику утешить, обрадовать или восхитить. И конечно, спокойно и немного иронично рассказать о моей любви к жизни и миру вокруг. Не думаю, что я специально обращаюсь к русской культуре, просто она живет во мне. Это такие внутренние нити, из которых составляется жизненная ткань души.
Мне нравится понимать свои корни, чувствовать свою русскость. Хочется поделиться этим через керамику. Думаю, главная история человека, ощущающего себя художником, — переосмыслить, дать свое видение, вырастить новые образы в саду своей души. Лошадки для меня один из любимых образов, как движение времени, воплощение силы и красоты. Также мне важен нарратив, связанный с домом как феноменом, я изучаю эту тему, ищу свои соответствия. В нижегородской глуши я восстановила столетнюю деревенскую избу, и теперь у меня там летняя мастерская.
Я вижу сейчас большое движение в российском культурном поле, возникли и развиваются интереснейшие бренды в различных областях прикладного искусства и дизайна. Меня это вдохновляет и очень радует. Это, безусловно, то самое, что может изменить глубинное самосознание русских людей и вырастить здоровую национальную идею. Я слежу за многими брендами традиционных ремесел и радуюсь, что они очень востребованы у покупателей.
О бренде
Графический дизайнер и керамист Ирина Бобылькова исследует русский код и идентичность. В ее работах находят отражение цветы и травы, деревенские дома и обитатели леса. К весеннему фестивалю Ирина готовит коллекцию скульптур, новых ваз и посуды «Чаепитие в саду». В продаже будут мятые кружки, чайники по прозвищу «Невыспавшиеся», настенные часы, маленький комариный рой среди странных цветов и веток и многое другое.
«Диковинные звери с моих тарелок продолжают свое сказочное дело: украшать жилище и охранять хозяев от уныния»
Мария Кокорина, «Краснолесье», Москва
Мне интересна русская культура, история, народное искусство. Искренне считаю, что там можно найти неиссякаемый источник вдохновения для художников. Стараюсь через керамику делиться тем, что нахожу интересного и вдохновляющего в народном искусстве. Хочу вдохновлять людей любить родной край. Интересоваться прошлым и будущим своей страны, любить преемственность искусства, истории, радоваться знакомым старинным мотивам.
Мне хочется показать, что вещи с отсылкой к традициям могут вполне органично вписываться в современную жизнь и интерьер. Поэтому недавно я открыла культурно-выставочное пространство «БЫЛЬ/НЕБЫЛЬ», посвященное русскому стилю. Здесь я собираю работы художников и дизайнеров, которые создают интересные современные вещи, вдохновленные русскими традициями.
Так случилось, что я очень полюбила Русский Север и периодически езжу в Архангельскую и Вологодскую области. Там мне повезло увидеть расписные дома. Довольно часто в северных росписях встречаются львы, иногда — с единорогами. Конечно, люди на севере никогда не видели живьем львов, поэтому они все нарисованы очень забавно. Мне кажется, что всем нам не помешает немного той искренней радости, с которой нарисованы эти животные на северных домах. Я тешу себя мыслью, что, когда люди покупают мою керамику, мы будто бы продолжаем эту традицию. А диковинные звери с моих тарелок продолжают свое сказочное дело: радовать, украшать жилище и охранять хозяев от уныния и всяких глупостей.
Я очень тепло отношусь к старинному народному искусству и радуюсь некоторым произведениям в музеях, нахожу в них вдохновение. Но современные изделия народных промыслов мне нравятся довольно редко, хотя, конечно, смотря о каких ремеслах идет речь. В целом, я думаю, что сохранение и изучение традиционных ремесел — важная и ценная работа. И очень грустно, когда промыслы оказываются утрачены. Конечно, хотелось бы для них светлого будущего.
О бренде
Мария Кокорина при помощи керамики говорит о традиции старинных домовых росписей и белокаменной резьбы. Растительные мотивы и звери на ее посуде и предметах интерьера вдохновлены русскими сказками и легендами. На фестивале мастер представит яркую коллекцию, созданную по мотивам росписи на домах Русского Севера и деревенских пейзажей.
Подготовила Ольга Богданова