
Выставка «Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и “Октября”» глазами куратора


Как появилась идея выставки
Идея сделать выставку «Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и “Октября”» пришла ко мне после того, как я узнал про группу «Октябрь». Было это во время подготовки лекции про Александра Дейнеку. Тогда я выяснил, что он был участником этой организации, как и Александр Родченко. В итоге я понял, что почти ничего не знаю про группу «Октябрь», а информации о ней почти нет. Начал копать — и оказалось, что в это объединение входили лучшие на тот момент мастера экспериментальной фотографии.
Когда рассказываешь про «Октябрь», невозможно не упомянуть и Российское объединение пролетарских фоторепортеров (РОПФ). Обе эти группы существовали совсем недолго — около полутора лет. И кажется, про них что-то известно только благодаря тому, что они друг с другом выясняли отношения. Во всех изданиях, которые я читал, этим группам посвящались одно-два предложения, максимум абзац. Отдельного издания по теме не было — все упоминания возникали в общих книгах, посвященных творчеству художников. А мне просто хотелось разобраться в этом вопросе — так мой интерес вылился в выставку.


О группах РОПФ и «Октябрь»
Время, которое охватывает выставка, — это период первой пятилетки (1928–1932). Государству тогда требовалась печатная продукция, которая рассказывала бы о том, что план, который оно поставило, выполняется. Поэтому появился большой заказ на производственную фотографию — открытие новой гидроэлектростанции, завода, производство товаров, запуск поездов и так далее. Пресса должна была рассказывать про все эти достижения, а фотографы — дополняли репортажи своими фотоматериалами.
В то же время развивалась личная фотография — «на память», открывались всевозможные фотоателье. В начале 20-х годов был создан Институт фотографии, при котором появились краткосрочные курсы для тех, кто хочет научиться снимать. Но интересно, что в журналах, прежде всего в журнале «Советское фото», на которое я больше всего опирался при подготовке выставки, рассказывали, что хватит фотографировать свою семью (или котиков), фотографируй производство, разоблачай вредителей: все фотографические силы должны быть направлены только на рост государства! В этом контексте появляются фотогруппы РОПФ и «Октябрь».
Изначально «Октябрь» включал в себя представителей разных творческих профессий: архитекторов, кинорежиссеров, фотографов. Но затем фотографы отделились и создали одноименную фотосекцию. Против них выступила другая группа — РОПФ. Если первые были прежде всего художниками, то вторые — профессиональными фоторепортерами. Они выставлялись как в СССР, так и за границей, получали премии. Эти 11 человек противопоставили себя «Октябрю» в журнале «Пролетарское фото» — позже он сменил название на «Советское фото».
И РОПФ, и «Октябрь» работали на социалистическую тематику, их общим врагом была пикториалистическая, картинная фотография. Обе группы претендовали на то, чтобы быть лучшими бытописателями социалистической действительности — отсюда и конфликт. Но «Октябрь» был больше про форму, про то, как фотографировать, про эксперимент. А РОПФ — про реальность без прикрас, про красоту в каждом моменте. Хотя, возможно, сами фотографы не согласились бы с такой характеристикой. Например, фотограф группы «Октябрь» Владимир Грюнталь говорил, что у них порой не было времени подумать об эстетике, потому что было много заказов. Надо понимать, что фотографии, которые представлены на выставке, авторы создавали не для себя — это коммерческая фотография. Здесь как раз интересно прослеживается, как смешиваются коммерческая фотография, госзаказ, репортаж и художественная эстетика того времени.
На выставке можно заметить, как порой сложно провести различие между «Октябрем» и РОПФом. Методы и приемы, которые рассматриваются как ключевые для одной группы, встречаются и у другой. Язык фотографии обогатился, и отказаться от новых приемов было уже невозможно — какой бы позиции мастер ни придерживался. Может быть, во время гонений фотографов-формалистов упрекали в неприятии советской действительности именно из-за этой намеренной или невольной эстетизации.
И РОПФ, и «Октябрь» просуществовали до 1932 года, когда вышло постановление о ликвидации художественных организаций. После того как их распустили, пропал всякий интерес к пониманию того, что такое пролетарская фотография: в постановлении говорилось, что рамки понимания советской фотографии слишком узкие — их надо расширять. Конфликт сам по себе оказался исчерпан, и фотографы продолжили существовать совместно.

О ключевой идее выставке
Выставка выстроена вокруг дискуссии о художественном языке «Октября» и РОПФа, о том, что между ними общего и в чем различия. И выясняется, что порой очень сложно заметить разницу. Методы и приемы, которые рассматриваются как ключевые для одной группы, встречаются и у другой. Язык фотографии обогатился, и отказаться от новых приемов было уже невозможно. Поэтому невольно возникает вопрос о том, для чего тогда нужны дискуссии в искусстве, если, по сути, противоречия не сильно выражены.
Есть хорошая идея Аркадия Жахета, который говорит о том, что ропфовцы очень многое взяли от «Октября». А дискуссия, насколько бы агрессивно она ни велась, дает возможность развиваться, дополнять друг друга. Ведь искусство — всегда определенный диалог со временем, зрителем и между художниками: кто с тобой, кто твои антагонисты?
На правах куратора я решил сделать свой вклад в искусство. В последнем зале звучит постановление 1932 года. Я попросил записать этот текст свою маму, потому что она для меня фигура власти. Мама работает в детском саду и своим воспитанникам тоже рассказывает, что правильно, а что нет. И я подумал: если она зачитает постановление о прекращении работы этих художественных групп, то будет довольно иронично. В любом случае, мама была довольна, когда приходила на открытие.



